Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль

Чуйский тракт - путеводитель по самой красивой дороге России

Дорога, которую множество уважаемых изданий называют одной из самых красивых дорог не только России но и всего мира. В нашей статье подробное описание маршрута, интересные достопримечательности, интерактивная карта и треки для телефона или навигатора.

Скачать треки маршрута

gpx - для навигатора   kml - для смартфона

«Чуйский тракт» официально — это федеральная автомобильная дорога Р256 (до 2018 также М52). Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, связывает Россию с Монголией и Китаем. Протяжённость автомагистрали — 968 километров.

Исторический Чуйский тракт является лишь частью современной дороги и проходит от Бийска до границы с Монголией, общей протяжённостью около 630 км. Этот участок считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы и огромного количества интересных достопримечательностей на её пути.

 

 

Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается автодорогой A0306 от границы с Россией до города Улгий в Монголии.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. А свое название тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Путеводитель

Полный трек нашего путеводителя можно скачать, нажав по кнопкам выше. Также, для удобства, предлагаем скачать отдельный трек, который не учитывает ответвления: GPX или KML. Именно по нему будет дальнейший отсчёт километража, а ответвления будут указаны отдельно.

Музей Чуйского тракта

  • 0 км
  • 350 километр тракта

Чтобы лучше познакомиться с историей тракта, путешествие нужно начинать в Бийске, где находится музей истории Чуйского тракта. Именно от этой точки стартует трек и далее будет указано расстояние, на которое мы будем от неё удаляться. Музей находится прямо посреди дороги, в прямом смысле этого слова, рядом с мостом через реку Бия в городе Бийск, поэтому пропустить его будет трудно. В музее можно увидеть весь предстоящий путь в миниатюре и разузнать про дополнительные точки интереса на маршруте.

Село Сростки

  • 35 км от Бийска
  • 385 км тракта
  • поворот на село Сростки
  • ответвление + 2,5 километра

В этом селе жил и вёл активную творческую деятельность знаменитый писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Макарович Шукшин. С Чуйским трактом связаны некоторые моменты творческой деятельности Василия, в частности он писал: "Есть на Алтае тракт - Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам... Стоит разок проехать от Бийска до Ини, хотя бы... заглянуть вниз с перевала Чике-Таман - и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси...". В селе есть целый ряд объектов посвящённых писателю, гора, с которой открывается хороший вид на Катунь и некоторые другие достопримечательности.

Гора Бабырган и Въезд в Республику Алтай

  • 76 км от Бийска
  • 426 км тракта
  • посёлок Долина Свободы

Считается, что с горы Бабырган начинается Горный Алтай, так как это самая северная вершина Семинского хребта и первый тысячник, стоящий на пути путешественников, следующих по Чуйскому тракту в Горный Алтай. От поселка Долина Свободы открывается живописный вид на гору, именно с этого места в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина, описывающегося в легендах. Административная граница Республики Алтай и Алтайского края также находится здесь на краю села.

У дороги установлена стела «Республика Алтай», а также несколько других памятников и скульптур, в частности памятник туристу «Пилигрим». Немного дальше по дороге установлен сакральный камень «Бай Таш», привезённый сюда с плато Укок и памятный знак «Алтай – сердце Евразии».

Источник Аржан-Суу

  • 128 км от Бийска
  • 478 км тракта

Популярное место для остановок на тракте: здесь много сувенирных лавок, кафе и один из самых известных источников горного Алтая. На противоположном берегу реки Катунь находятся знаменитые Тавдинские пещеры. Попасть туда можно по мосту, немного не доезжая до источника Аржан-Суу, правда проезд по мосту платный.

Чемальский тракт

  • 144 км от Бийска
  • 494 км тракта
  • ответвление + 42 километра в одну сторону
  • GPX или KML трек

Развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта. Здесь можно свернуть с основной магистрали, чтобы посетить несколько интересных достопримечательностей, таких как: Музей-усадьба Григория Ивановича Чорос-Гуркина, Палеопарк, а самой дольней точкой можно выбрать Чемальскую ГЭС. До 2011 года Чуйский тракт проходил через село Усть-Сема, позже был построен новый мост через Катунь. Старый тоже функционирует, но имеет ограничение 20 т.

Семинский перевал

  • 233 км от Бийска
  • 583 км тракта

Один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае - Семинский, имеет плавные подъем, спуск и повороты. Поэтому, несмотря на высоту 1717 метров, переезд по нему довольно комфортный. На седловине есть кафе, небольшой рыночек и стела, установленная в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.

Перевал Чике-Таман

  • 309 км от Бийска
  • 659 км тракта

Красивые виды, хорошая асфальтированная дорога и оборудованная смотровая площадка не оставят равнодушными проезжающих мимо туристов. Дежурные сувенирные лавки и кафе здесь также присутсвуют. Особый интерес вызывает сохранившейся кусок старого тракта, любопытно посмотреть как выглядела дорога в прошлом.

Бом Айры-Таш

  • 342 км от Бийска
  • 692 км тракта

Примерно через километр после моста через реку Большой Яломан дорога прорезана сквозь красивую скалу. Проехав её можно остановиться и осмотреться вокруг, пейзажи здесь очень необычные и по-настоящему красивые.

Ининский мост

  • 352 км от Бийска
  • 702 км Тракта
  • Село Иня

Старый подвесной мост через Катунь у села Иня Онгудайского района, интересный памятник архитектуры. Благодаря своей уникальной на тот момент конструкции — это первый в мире двухкабельный висячий мост.

Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью

  • 360 км от Бийска
  • 710 км тракта

Чуй-Оозы так и переводится с алтайского языка — «устье Чуи». Место, где сливаются потоки Катуни и Чуи пользуется популярностью у всех проезжающих. Здесь есть небольшая смотровая площадка, с которой хорощо видно разницу в оттенках цвета воды двух знаковых алтайских рек. В нескольких километрах дальше по трассе расположен археологический комплекс с наскальными рисунками, кафе и несколькими традиционными Алтайскими жилищами, в которых организованы музеи Алтайского быта.

Калбак-Таш

  • 371 км от Бийска
  • 721 км Тракта

Место знаменитое огромным количеством петроглифов, высеченных в древние времена на одной из сал, расположенной прямо возле полотна Чуйского тракта. За небольшую плату по комплексу можно прогуляться и самостоятельно, но гораздо интересней послушать местного экскурсовода, чтобы чуть лучше разобраться что и где высечено на камнях.

 

 

Святилище Адыр-Кан

  • 376 км от Бийска
  • 726 км тракта

Ещё один интересный археологический комплекс с наскальными рисунками и идолом «Каменный воин».

Памятник шофёру Кольке Снегирёву

  • 392 км от Бийска
  • 742 км тракта

Тот самый памятник, который стоял на этом месте изначально, вы могли увидеть в музее Чуйского тракта в самом начале своего путешествия. А на этом месте сейчас обустроена красивая смотровая площадка и несколько автомобилей старой эпохи непосредственно связанных с Чуйским трактом.

Водопад Ширлак

  • 408 км от Бийска
  • 758 км тракта

Сувенирной лавкой и алтайскими лепёшками к этому времени вас уже не удивить, но удобная стоянка и хорошая тропа, на которой можно размяться после долгой поездки, приведут к красивому водопаду с чистой горной водой.

Село Чибит

  • 432 км от Бийска
  • 782 км тракта

Здесь чаще всего начинаются пешие и конные маршруты к Шавлинским озёрам — один из самых популярных туристских маршрутов горного Алтая. В Чибите есть АЗС, магазин, работает сотовая связь. На окраине села находится родник с чистой водой.

Село Акташ ответвление до южного берега Телецкого озера

  • 439 км от Бийска
  • 789 км тракта
  • ответвление + 182 километра в одну сторону
  • GPX или KML трек

Здесь начинается большое ответвление от Чуйского тракта, по желанию можно прокатиться, но стоит учитывать, что дорога местами далеко не такая хорошая как на самом тракте. Однако, достопримечательности, расположившееся здесь, того стоят. На этом пути вас ждёт самый сложный перевал Кату-Ярык, потрясающе живописный каньон реки Чулышман, в котором так же есть целый ряд интересных мест, таких как: Водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар. А на самой дальней точке перед взором предстанет самое большое озеро Алтая — Телецкое. Дорога по каньону реки Чулышман гравийная, местами очень неприятная, хотя и проезжаемая на любом автомобиле, главная сложность — перевал Кату-Ярык, который не просто сложный, но ещё и опасный. Преодолевать перевал стоит только опытным водителям (имеется ввиду не 20 лет стажа в городе, а хороший опыт вождения по песку и бездорожью).

 

 

Гейзерное озеро

  • 445 км от Бийска
  • 795 км тракта

Небольшое термальное озеро, которое также называют Потайным, Серебряным или Голубым. Находится недалеко от трассы, пройти к нему можно прямо от базы отдыха «Мены», правда могут попросить оплату за проход по территории базы. Обойти, конечно, можно, но хозяева базы следят за состоянием тропы, проходящей по болотистой местности, поэтому лучше не жадничать.

 

 

Курайская степь

  • 472 км от Бийска
  • 822 км тракта

Здесь начинается Курайская степь. По правую сторону движения вы увидите холмы, на которые ведут просёлочные дороги, с этих холмов открываются самые фотогеничные виды на степь с возвышающимися над ней вершинами Северо-Чуйского хребта. Далее, свернув в село Курай, можно покататься и по самой степи, доехав до моста через Чую и далее. Ещё дальше вглубь степи на север, если преодолеть брод, по грунтовым дорогам можно вплотную приблизиться к турбазе Перевалка (последние 500 метров до неё очень плохая дорога), откуда начинаются маршруты в долину Актру, где находится несколько баз и Альплагерь.

 

 

Кызыл-Чин радужные горы Алтая

  • 513 км от Бийска
  • 863 км тракта
  • ответвление + 8 километров в одну сторону

Если свернуть в сторону села Чаган-Узун на автомобильный мост через Чую, можно доехать до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога грунтовая и есть один небольшой (если нет дождей или паводка) брод.

Кош-Агач

  • 541 км от Бийска
  • 891 км тракта

Конечная точка большинства путешествующих по Чуйскому тракту. Село Кош-Агач расположилось прямо посреди огромной Чуйской степи, в селе есть все блага цивилизации, гостиницы, магазины заправки. Дальше по тракту только небольшое село Ташанта и граница с Монголией, куда, кстати, тоже можно поехать, но это уже совсем другая история.

Бонус

  • ответвление + 195 километров в одну сторону
  • GPX или KML трек

Если у вас надёжный автомобиль и хороший водитель, можно проехать ещё дальше в сторону легендарного Плато Укок. Максимально, куда можно проехать на кроссовере — это Джумалинские источники или село Беляши. До самого плато проедут только хорошо подготовленные внедорожники. Это ответвление будет интересно тем, кто хочет увидеть самые отдалённые уголки Алтая, безлюдные и суровые природные территории.

 

 

Вариант возвращения

Чтобы не ехать по тем же самым местам назад, помимо возможности уехать в Монголию и вернуться через Бурятию домой, можно сделать обратный путь чуть более нестандартным. Вариант не самый надёжный и простой, но с южного берега Телецкого озера можно уехать вместе с автомобилем на пароме, перебравшись прямо по озеру на Северный берег, откуда ведёт короткая асфальтовая дорога прямо до Горно-Алтайска, а из него уже по знакомой дороге назад. Это сильно сократит путь и не придётся возвращаться по грунтовой дороге каньона реки Чулышман и преодолевать опасный Кату-Ярык вверх. Сложность — в организации паромной переправы и немалой цены за такую услугу. Если вы хотите устроить такой вариант, то лучше заранее звонить на турбазы Телецкого озера или в Горно-Алтайск и договариваться с паромщиками.

 

 

Национальный музей имени А.В. Анохина

На обратном пути рекомендуем завернуть в Горно-Алтайск и посетить самый крупный музей Алтая, там вы ещё раз увидите весь проделанный путь, побольше узнаете об истории этих мест и закрепите всю полученную в ходе путешествия информацию. Это будет отличным завершением прекрасного путешествия по Чуйскому Тракту!

P.S.

Алтай огромен и разнообразен, помимо мест, описанных выше, вы встретите на пути гораздо больше интересных достопримечательностей и сможете запечатлеть множество красивых кадров природы, флоры и фауны Горного Алтая. Эту статью мы будем периодически дополнять, поэтому сохраняйте в закладки и подписывайтеь на наши странички в социальных сетях. До встречи в горах или на дороге!

Комментарии

  1. user Вера Богданова 26 января 2021, 10:47 0
    Путь в Чулышманскую долину начинается а Акташе, а не Чибите или оттуда тоже есть дорога?
    1. user Роберт Валеев 26 января 2021, 11:29 0
      Да, конечно же Акташ, дорога через красные ворота! Ошибка в заголовке абзаца была, по трекам и километражу всё правильно, спасибо огромное за замечание, уже поправил.
    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

    Читайте также