Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль

Ининский мост

Подвесной мост через Катунь у села Иня Онгудайского района Республики Алтай, памятник архитектуры


Координаты: 50.4567,86.6234

Фото: автор не найден

Описание

Основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу 142 м, пролёт над Катунью — 100 м. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах. Считается, что это первый в мире двухкабельный висячий мост.

В 1922 г. Чуйский тракт был объявлен трактом государственного федерального значения и через шесть лет сюда пришли колонны машин для регулярной поставки грузов в Монголию, появилась необходимость в более безопасной переправе через Катунь. Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий. В 1935 году начали строить через реку Катунь первый двухцепный мост подобной конструкции, который является уникальным памятником, сделанным руками людей. Только немного позднее подобные мосты были построены в США. Мост был спроектирован инженером  Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Он же руководил людьми, претворявшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства.

Общая длина моста по  настилу 142 метра, средний речной пролёт 21 метр. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы, цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.   Для моста отбиралась первосортная древесина лиственница. Канаты скручивали на месте, прямо на льду застывшей Катуни, при помощи автомобиля. Мост строили заключенные седьмого отделения Сиблага НКВД. После завершения работ всех их обещали амнистировать, поэтому у моста ещё одно название – «дембельский». Мост является памятником Сталинской эпохи. В апреле 1936 г. начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали от берега на берег, перед глазами восторженных зрителей.

Мост по проекту С. А. Цаплина эксплуатировался до 1970 г. Был построен новый железобетонный мост, который эксплуатируется и в настоящее время.  В 1994 г. двух кабельный мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации».

На сегодняшний день мост находится в  аварийном состоянии. Огромная просьба всем посетителям не трогать сохранившиеся детали моста.


Ининский мост на карте


Связанные статьи


Поблизости

Читайте также