Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
Через Урал на велосипеде, Байкпакинг в горах Южного Урала по маршруту Белое озеро - Якты-Куль

Через Урал на велосипеде, Байкпакинг в горах Южного Урала по маршруту Белое озеро - Якты-Куль

Отчёт о поездке на велосипеде через Южноуральские горы с Запада на Восток через Красноусольский, Тукан и Верхний Авзян, с подъёмом на гору Большой Шатак

Содержание статьи

Снаряжение

Вся снаряга на фото пронумерована согласно списку, репеллент брать не стал (возможно зря, но об этом ниже)

  1. Палатка Sivera Брезг
  2. Спальник квилт Sivera Веньча
  3. Коврик надувной Jack Wolfskin trail mat air
  4. Кофта Sivera Гамаюн Про 3.0
  5. Мембранная куртка Sivera Гвор
  6. Мембранные штаны Sivera Стякуш 3.0 П
  7. Тайтсы Sivera Лив
  8. Бафф
  9. Футболка с длинным рукавом и капюшоном Simms SolarFlex Hoody
  10. Носки, трусы
  11. Кухня: горелка Kovea KB-0101 Titanium, зажигалка, ложка длинная, экран ветрозащитный самодельный, 2 баллона газа по 100 гр., кружка титановая. Бутылка питьевая specialized.
  12. Велоинструмент: насос, ремнабор для камеры, изолента, смазка для цепи, стропа утяжка для крепления бутылки
  13. Зубная паста, щётка
  14. Сигнал охотника и 4 патрона
  15. Аптечка и эластичный бинт
  16. Телефон (чехол)
  17. Фонарь налобный Petzl Actik Core и маленький фонарик-фара для велосипеда Armytek Crystal
  18. Фотоаппарат Sony A6000 + объектив Sony 18-135
  19. Навигатор Garmin Oregon 600t
  20. Сумка Thule с набором кабелей для зарядки, Powerbank 10000 mAh и запасные батарейки для навигатора и телефона
  21. Шлем, футболка, шорты и велопамперс
  22. Набор сублиматов на все дни с запасом (Брал в магазине «Каша из топора»)

По сумкам в этот раз на велосипеде были

  • Нарульная сумка Ortlieb Ultimate Six Plus
  • Баул для руля Acepac 8 л.
  • Фидбэги Nerpa Gear
  • Сумка «бензобак» на раму Rockbros
  • Внутрирамная сумка Nerpa Gear 
  • Подседельная сумка Riverside из Декатлона

Подседельная сумка у меня с прошлого года из Декатлона. Урвал под конец работы магазина, очень нравится, для меня идеальна, наверное стоит сделать обзор. Внутрирамка новая в этот раз ехал с ней впервые. Шили в Nerpa Gear нынче Казахстанский бренд. Сделана по заказу точно под размеры, в ней тоже много интересного. Очень понравилась такая внутрирамка, тоже есть о чём рассказать подробно в будущих статьях. В остальном всё как как раньше, в трёх статьях о больших поездках на велике (раз, два, три) уже рассказывал.

Бивачное снаряжение тоже в целом устоявшееся, только меняю старые вещи на новые. Плюсом в этот раз впервые использовал санхуди — это такая специальная термофутболка с длинными рукавами и плотным капюшоном с максимальной защитой от солнца и ультрафиолета. А ещё попробовал тайтсы — это обтягивающие штаны или лосины, не знаю как правильнее их назвать. О снаряге лучше буду писать отдельно, перейдём непосредственно к поездке.

Маршрут

Маршрут через горы продумывал давно, некоторые автомобильные поездки делал так, чтобы разведать для себя кое-какие дороги. В итоге на машине пересёк Южный Урал практически по всем возможным дорогам, где проедет любой рядовой автомобиль (дороги не всегда хорошие, но проезжаемые), оставались только сомнительные, отдалённые дорожки, соединяющие глухие сёла. Одну из таких дорог и решил разведать боем, так сказать, — на велосипеде. А ещё хотелось нарисовать интересный маршрут, с дикими местами, хорошими пейзажами и так, чтобы всё это ещё укладывалось в рамки велопохода. Короче говоря, крутил карту я уже давно, маршрут был почти готов, а доразветки на машине показали по каким гравийкам я точно не хочу кататься на велосипеде. Принцип маршрута: минимум автомобильного трафика, но и без буреломов и узких пешеходных троп, всё как в классических байкпакинговых приключениях или даже гонках. Мысль о гонках, тоже не просто так, вдохновляясь Турюнайтом мечтаю чтобы и на Урале было нечто подобное. В этот раз, можно сказать, я попробовал сделать первый шаг в том направлении, но об этом немного позже.

Нитка маршрута получилась такой: станция Белое Озеро — Табынское — Красноусольский — Кургашла — Хайбуллино — Бакеево — Бутаево — Зигаза — Тукан — хребет и гора Большой Шатак — Верхний Авзян — Хамитово — Бурангулово — Якты-Куль

На мой взгляд красиво и логично, от одного большого знакового озера на западной стороне Уральских гор до другого с восточной. Выезда на трассу два, очень коротких с относительно невысоким траффиком, самое дикое место между двумя районами Башкирии после Красноусольского и до Тукана. Один подъём на вершину тысячник и множество перевалов. Много бродов и дорога с непросыхающими лужами, грейдеры все хорошие, медведь был встречен только один. Карта пройденного маршрута и треки в конце статьи.

1 день, разминка

  • 34 км
  • солнечно, жарко

Электричка из Уфы до станции Белое озеро стартует довольно поздно, на месте я был только к 16 часам. План был проехать как можно ближе к началу дикого отрезка, чтобы завтра за день его точно миновать. У села Табынское искупался в реке белой, аккуратно, не спеша докатил до Красноусольского, сделал небольшой круг по центру оглядел местные магазинчики. Даже в гостиницу зашёл, свободных номеров нет, на вид чистенькая аккуратная. Если поедете так же и забудете что-то купить, здесь всё есть. Заметил много народу в местной бургерной, понимая что следующие дней 5 буду питаться сублиматами, не упустил возможности сделать себе большой мясо-булочный ужин.

 

 

За Красноусольским начинается гравийка, первые пара километров ездят машины, очень пыльно. Перед своротом с основной дороги родник с хорошей водой, а в самом начале аншлаги с описанием геологического разреза, культурная программа началась. Как только свернул на Кургашлу, машины пропали, открыл карту посмотреть полянки, где можно заночевать, буквально в пятистах метрах от себя заметил небольшое озерцо и отметку «Пасека Родники», описания что это не было, поехал проверить. На съезде шлагбаум, пролез под него и оказался на очень уютной территории с домиками, баней и небольшим прудом с родником, который бьет фонтаном прямо по центру, короче — красота! Но ведь это явно чьё-то, иду дальше, спросить что тут да как, выбегает пара псов, здороваюсь с ними. Вижу что просто лают выполняя работу, хвосты виляют, а значит они добрые, глажу одного, выходит хозяин. Немного пообщались, спросил нет ли варианта поставить где-нибудь палаточку, но в итоге договорились за скромную, относительно полной аренды дома, плату, что я переночую в этом уютном домике у озера, баня и водоём в моём распоряжении. Мне везёт, отлично отдохнул, не раскладывал палатку, помылся и искупался в ледяном источнике. А ведь это по большому счёту тот же самый красноусолький источник, ведь основной, где курорт и тысячи отдыхающих, находится с другой стороны горы. Место тихое и уютное, если будет желание, можно и с компанией орендовать на выходные, всё что удалось найти  — ссылочка на яндекс картах.

 

 

2 день, дикий отрезок с сюрпризами

  • 66 км
  • ~1000 м набор высоты
  • солнечно, жарко

Лёгкий завтрак, простые сборы, - и я уже в седле, денёк предстоит трудный, еду аккуратно. Начало по замечательной гравийке, спуск к деревне Кургашла; деревенька маленькая, гравийка транзитом проходит через неё и ведёт направо, мне же прямо - в горы. Здесь начинается самый дикий и неизвестный для меня участок. Красноусольский район заканчивается, за парой перевалов уже Белорецкий район и его самое отдалённое село. Со всеми этими мыслями и пониманием что эти места точно можно назвать медвежьим углом, потихоньку закатываюсь в лес.

Дорога пока хорошая, но уже без покрытия – узкая лесная колея. Сигнал охотника положил поближе, прикидываю чем можно пошуметь: по велосипеду стучать бесполезно – слишком тихо, думаю достать кружку, как отъеду от деревни, и уже начинаю покрикивать. Проехал какой-то строительный вагончик, за ним тормознул оглядеться и достать кружку. Но не успел слезть с велика как услышал, что кто-то рычит и бежит на меня. Со спины бежал большой пёс с лаем, не шибко доброжелательным поначалу, - упитанная крепкая овчарка с ошейником. Не понимая, что происходит, успел испугаться, однако, увидев пса, обрадовался. Про медведей успел себя накрутить до состояния постоянного поиска шорохов в кустах, а собак я очень люблю, даже диких; отношения с ними как-то всегда складываются хорошие, по прошлым отчётам это можно проследить.

 

 

Так и с этим, я слез с велосипеда, тихим спокойным голосом поздоровался с псом и тот мгновенно остыл, перестал лаять, завилял хвостом. Ну, думаю, явно местный, может пасеку какую охраняет или делянку в лесу, ошейник есть, пёс упитанный. Сейчас понюхает и уйдёт к хозяевам. Поначалу аккуратно пешком ухожу от него, потом сажусь в седло, но пёс за мной. Ладно, значит до границ своих владений провожает. До пригорка топает за мной, уже минут 20. Ладно, торможу, ругаю его насколько могу грубо (всё-таки пёс реально большой и опасения есть), пытаюсь прогнать. Из еды у меня с собой только сублиматы, он ничего учуять не мог, значит хозяева где-то впереди, думаю я. Ладно, сейчас немного вниз дорога, оторвусь от него. Вкручиваю посильнее, минут через пять оборачиваюсь, этот гепард несётся за мной на полной скорости! Ору на него сильнее, тому наплевать.

Так, похоже потерялся пёс, возможно он из дальней деревни и прибился ко мне, чтобы вместе дойти, такие случаи на памяти бывали. А если он не с той деревни, то запах местных псов его просто отпугнёт и он не пойдёт со мной, но до следующей деревни ещё крутить да крутить, что с ним делать неясно, обратно тоже уже далеко, значит будем вместе как минимум до деревни.

Дорога после первого перевала спускается в долину небольшой реки, начинаются большие зелёные лужи, которые никак не обойти, и множество бродов через эту речушку. Броды и лужи не глубокие, поначалу удавалось оставаться сухим, но пёс помог преодолеть страх перед первым полным промоканием ног. Дело в том, что когда я замедлялся он выходил вперёд, останавливался и смотрел на меня. Длина пса равна ширине дороги, поэтому мне приходилось тормозить и прогонять его. На второй или третий раз, он, разумеется, сделал это прямо посреди большой лужи, после чего я уже смело шлёпал по воде и бродам, не останавливаясь. Надо сказать, что как только я перестал пытаться оставаться сухим, скорость резко увеличилась, - до этого ехал очень медленно с постоянными остановками.

Мысли о медведях совсем прошли, наличие пса успокоило мою бдительность, шуметь перестал. Катимся себе по лесу, купаемся в лужах, смотрим по сторонам. На пригорке справа от себя слышу резкий шорох, оборачиваюсь. В 10 метрах от меня небольшой медведь, разворачивается и улепётывает вверх по склону. Первая мысль в голове: «это что я сейчас смотрю на медведя?», -смотрю на пса, он бежит по дороге, которая сильно ниже пригорка. Пёс тоже услышал шорох и посмотрел вверх, но не притормаживая пошёл дальше, за ускоряющимся мной. Наверное, если бы собаки не было, я бы поставил рекорд скорости на данном отрезке, но с ним как-то даже не запереживал, правда покрикивать всё же снова начал. Да и мишка был некрупным, он первый меня увидел испугался и убежал. Через пару километров остановился на обед. Моему новому другу, к сожалению, предложить было абсолютно нечего, видимо поэтому он решил со мной поиграть. Сидя на корточках рядом с псом, вижу пенёк, дай, думаю, сяду с комфортом пообедать. Пёс это просёк, первым вскочил и схватил берёзовый пень зубами, спокойно поднял и начал издевательски бегать с ним вокруг. Да уж, серьёзный пёс, а я думал у него без еды силы кончатся скоро… 

 

 

В общем, брод за бродом, лужа за лужей, - медленный подъём вдоль ручья у нас проходил весело. С одной стороны пёс постоянно мешал, вставал на пути, игрался со мной на привалах и не давал спокойно посидеть. С другой стороны, встреча с медведем показала, что эта собака – моя невероятная удача, самый дикий отрезок прошёл не в одиночку.

 

 

Деревня рядом, пёс со мной, заезжаю с окраины, он впереди, смело идёт к домам, ну думаю точно местный. Первый человек из машины кричит привяжи пса, я пытаюсь объяснить, что он не мой и, если бы было чем, может даже и привязал. Мужик, не особо слушая, проезжает мимо. Так, напрягся, похоже не местный, ладно, может верёвку у кого спрошу или найдётся кто его сможет приютить или отвезти в район. Деревня крохотная, на второй из двух улиц вдалеке вижу мужиков, оттуда бегут уже местные псы, ситуация становится ещё сложнее. Кричат привяжи пса, кричу в ответ, что это не мой, пытаюсь объяснить откуда он. Хотел подъехать ближе, как минимум верёвку попросить, чтобы из деревни его вытащить, мужики орут не едь к нам, езжай из деревни дальше. Так и поступаю, разворачиваюсь, пытаюсь пса звать с собой, но ему в принципе всё по барабану, - с любопытством смотрит на местных псов, спокойно обнюхивает заборчики.

На краю деревни всё-таки попадается более доброжелательный молодой человек, с которым удаётся поговорить, объяснил ему всё, пока разговаривали пёс зашёл в чей-то двор, зову его и стараюсь выехать из деревни. Медленно кручу по дороге, зову кричу, его нет. Потихоньку еду дальше, за деревней ещё несколько бродов уже через более широкую, но также неглубокую речку, за третьим бродом встаю на ночёвку, в целом так и планировал. Место шикарное, вокруг скалы, две речки, есть столик со скамейкой. Но все мысли только о псе, как он там, не покусал ли кого, не напали ли на него местные. Поставил палатку, лёг выдохнуть прикинуть план действий.

 

 

Примерно через часа два слышу едет машина из деревни, двое парней подошли к палатке пока я вылезал. Очень вежливо и доброжелательно спросили не потерял ли я собаку. Вылезаю и вижу довольную морду овчарки на заднем сиденье нивы! Рассказал всё парням, они говорят не местный пёс точно, решили отвезти его в Тукан, там есть где приютить и кому дать объявление о пропаже. Фух! Финал дня, прекрасная новость и развязка сюжета с моим другом. Наверное, если бы не эти парни, утром бы вернулся в деревню. Уж очень волнительно было за судьбу пса и тихой деревеньки, спокойствие которой я нарушил своим визитом. Ужин, закат, фотосессия велосипеда с палаткой, трудный и насыщенный день.

 

 

3 день, вверх-вниз, вверх и ещё раз вверх

  • 77 км
  • ~1700 набор высоты
  • утром короткий ливень с грозой, днём солнечно жарко

Утро прекрасное, вокруг красота. Первый час испытываю сплошной кайф от поездки, не смотря на пару холодных утренних бродов. Проезжаю ещё одну деревеньку и готовлюсь начать штурм первой из множества сегодняшних вершин. Этот день по плану самый мощный в плане набора и сброса высоты, но зато в Тукане должны быть магазинчики, связь и интернет, а дороги должны становиться всё лучше с каждым километром.

 

 

Вот только после прекрасного утреннего солнца, пришла большая грозовая туча. Ливень застал меня в самом начале первого подъёма. Всё бы ничего, дождевик у меня хороший, промокнуть не боюсь, вот только дорога раскисла и здесь она ещё без покрытия. То есть, килограммы грязи по всему велосипеду и на кроссовках обеспечены. Медленно, но уверенно ползу вверх после 20 минутного перерыва, пока пережидал основной ливень и грозу. Спуск проходит бодрее, ошмётки грязи во все стороны, а вокруг красота от испаряющегося тёплого дождя.

 

 

Новый мост через Зилим очень красивый, по сути, здесь начинается более-менее цивилизация и отсыпанная дорога уже вот-вот за горой. Здесь к тому же я бывал, хоть и давным-давно в детстве на сплаве, но дорогу помню и места узнаю. Отколупал налипшую везде глину в ручейке и снова в подъём. По началу была глина, а ближе к перевалу пошёл гравий. На спуске к деревне уже совсем цивилизованная насыпная дорога, раньше её не было.

 

 

В Зигазе зашёл в магазинчик, выбор небольшой, но в целом всё есть. Дальше в Тукан не по основному грейдеру, а по лесовозной дороге, там нет машин, и она вполне себе приятная, по сосновому лесу, почти без луж. Перед отвалами карьера останавливаюсь на обед в беседке у ручья. По Тукану проезжаюсь быстро, на карьер не заехал, я там был, место интересное, если поедете, загляните на смотровую неработающего затопленного карьера.

 

 

Снова подъём из Тукана, уже по грейдеру, пока тоже не по основному, где машин нет совсем. На основную дорогу выезжаю после подъёма и с большой скоростью несусь вниз. Уже вечереет, чувствую себя хорошо, поэтому, не заглядывая на предполагаемые места ночёвок мчусь вперёд, рассчитывая на то, что смогу уже сегодня заночевать под Шатаком

 

 

Сворот с дороги и начало подъёма, сначала надо миновать испытательно-тренировочную станцию, где дрессируют охотничьих собак. Не буду расписывать, как там и что, но место специфическое, не очень хотелось там останавливаться. Тут, как назло, пробиваю заднее колесо, ехать не получится, но толкать нормально, небольшое давление сохранилось. В этот же момент начался какой-то лютый вылет слепней, облепляют с ног до головы, я даже переоделся в длинный рукав с капюшоном и штаны. Стремительно темнеет, в лесу, в таких условиях, клеить покрышку не хочется, вспоминаю мишку. В каком-то участке пути обнаруживаю целую гору черепов животных, а ещё через километр ощущаю сильный запах мертвечины. Понимаете обстановку? Мда, немножко на нервах, в основном из-за укусов слепней, толкаю велик вперёд к запасному варианту – большие покосные поляны до начала крутого подъёма к горе.

 

 

Как раз с последним лучом до поляны дохожу, ставлю палатку и уже с фонариком клею камеру (да я уже давно хочу перейти на бескамерку, за лень в городе платишь работой в горах). Зато отключаюсь мгновенно, как только заползаю в спальник, без всяких там мыслей о мишках в кустах.

 

4 день, Шатак.

  • 66 км
  • ~1200 м набора высоты
  • солнечно, очень жарко

Утро третьего дня начинается не с кофе, без завтрака решаю залезть под вершину горы большой Шатак, а уже там на поляне спокойно перекусить. Снова солнечный день, уже с утра тепло, днём явно будет припекать, лучше пораньше подняться. Всё прошло по плану, ещё до основной жары заталкиваю вел под вершину, ем и готовлюсь к славному даунхилу. По пути проверяю ручеёк, воды в нём очень мало, но приготовить еду можно, ну и «на попить» нацедить можно. Я воду не стал набирать, понимая, что в Верхний Авзян спущусь быстро, а там полно магазинов и колонок. Спуск классный, - тот самый момент, когда ты рад, что оказался здесь на велосипеде. Местами спуск казался технически сложным, но забегая вперёд, после спуска к Банному, теперь я помню спуск с Шатака простым и максимально приятным.

 

 

В Верхнем Авзяне кефир с большой свежей булкой и потихонечку двигаюсь дальше. На этот раз очень аккуратно, так как началась жара. При каждой возможности торможу остыть в теньке. После очередного подъёма сворачиваю к реке Белой поискать укромный пляж. Укромного не нашлось, все заняты, остановился на самом большом, лёг в реку, лежал около часа. Когда надоело, потихонечку поехал дальше. Пересёк трассу и снова в более-менее дикие места. Дальше маршрут вдоль заповедника по дороге, проложенной прямо по газопроводу. По началу (после перевала в долину) это длинная плоская колея, катить по которой мне даже понравилось: во все стороны просторы, дорога уходит далеко за поле зрения, а на фоне красивые холмистые горы

 

 

Светового времени было ещё много, но дальше, предстояло снова штурмовать несколько перевалов, а дорога должна стать оживлённее. Поэтому перед селом Хамитово я решил встать на ночёвку, пораньше лечь и как можно раньше встать, чтобы завтра снова по холодку пройти как можно больше подъёмов. Весь вечер мимо меня проезжали ребята на тракторах и узах, все мило улыбались и махали рукой.

 

 

5 день, через жару к Банному

  • 80 км
  • ~1250 м набор высоты
  • солнечно, очень жарко

Встал до рассвета, в Хамитово оказался с первыми лучами, магазин естественно закрыт, немного просчитался с водой, начинаю экономить, так как колонок тоже не нашёл. Дальше несколько подъёмов, первые по хорошему грейдеру, за всё время ни одной машины не встретил. Потом пара подъёмов уже на трассе с асфальтом и небольшим траффиком, но дорога нормальная с широкой обочиной и суперприятными спусками. В Бурангулово докатился с началом жары, долго сидел у магазинчика поедая пирожки (невкусные). 

 

 

В тенёчке у магазина хорошо, но скучно, надо двигаться, пекло стоит знатное. Решаю попробовать наконец закрыться от солнца и надеть худи с длинным рукавом и капюшоном. Просто обычно я в шортах и футболке чувствую себя нормально, на сплавах вообще голышом и без крема, так как моя тёмная кожа не обгорает, но тут почувствовал на руках лёгкое жженье, - кажется впервые в жизни почувствовал что такое обгореть на солнце. Надел и это какая-то магия, кофта работает и в ней почти не жарко, если есть хотя-бы небольшой ветерок, то прям хорошо, а когда катишься ветерок есть всегда, в общем, рекомендую, только обязательно качественную из хорошей синтетики. Вот так аккуратненько пошёл на штурм своего последнего на это путешествие перевала. За ним, по сути, кончаются Уральские горы. На перевале почувствовал прилив сил и эмоций, приятно пройти маршрут, который в мыслях и на бумаге казался сложным, для моего уровня. 

 

 

После минутки радости на перевале начал спуск, радость сменилась напряжением и онемением запястий от жёсткой тряски на очень каменистом спуске. По началу ехал быстро, потом подумал, что не стоит рисковать, сбавил темп, местами спешивался. Но дорожки красивые, мне понравились виды на ущелье и в целом этот спуск.

 

 

Дальше Якты-Куль, курортная зона, кусок трассы с бешенным трафиком, в центре посёлка народу как в высокий сезон в Сочи, плюс в этот же момент, оказывается, проходил фестиваль Wild Trail. Окунуться в такую движуху после 5 дней единения с природой немного не привычно. Начинаю думать, как от сюда эвакуироваться. Да, был план и на велосипеде доехать до Белорецка с другой стороны, где трасса поспокойнее, но, увидев такое количество народу, захотелось домой. Написал Анюте с просьбой поискать таксистов, согласных с великом довезти меня в Белорецк. Поезда здесь есть, не так далеко, но расписание очень неудобное, ходят редко. Анюта выручила, нашла Ларгус, пока я поедал большую пиццу в честь завершения маршрута. 
 

 

Встретился с водителем, разобрали велик, запихнули назад. Цена до Белорецка 2000 р. Спрашиваю, а что если до Уфы, говорит : «не вопрос 8000 р.». Да, дороговато, мы в Анталью дешевле летали. Но, если посчитать: в Белорецке электричка завтра, либо гостиница, либо за город катить палатку ставить, плюс поесть пару раз, плюс ещё пару раз разобрать собрать велик, а мне ещё в городе надо быть через день обязательно. Короче, говорю «по рукам» и мы телепортируемся в Уфу.  

Такой получился маршрут, как мне кажется, умеренно сложно, интересно и несильно популярно, - то, что мне понравилась пару лет назад на гонке Турюнайт. И теперь я планирую следующий этап этого же маршрута, чтобы когда-нибудь, возможно, организовать что-то похожее на Турюнайт и у нас на Урале. Следите за новостями, думаю, получится интересно!

 

Карта и трек пройденного маршрута

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

  1. user piciner 20 сентября 2023, 11:20 0
    Потрясающее повествование. За пса переживал, как за родного.
    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

    Читайте также