Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
Как я Турюнайт проехал. Более 1200 км на велосипеде без опыта.

Как я Турюнайт проехал. Более 1200 км на велосипеде без опыта.

Большой отчёт о поездке из Тверской области в Карелию на велосипеде в рамках масстарта гонки Турюнайт. Здесь рассказ о снаряжении, которое взял с собой, карта проделанного маршрута, много фотографий и текст, в котором постарался поделиться основными моментами этого удивительного приключения.

Содержание статьи

Идея

В путешествиях главное для меня – это видеть что-то новое, открывать неизведанные мною территории, посещать интересные места. Пешие походы для этого подходят отлично: там ты погружаешься в каждый метр пути и хорошо изучаешь не только конечную цель, но и весь маршрут. Примерно то же получаешь и от поездки на велосипеде, как мне казалось (опыта велопоходов до этого момента у меня не было вообще), только успеваешь преодолевать гораздо большие расстояния.

Классический велотуризм с большими сумками (велоштанами) меня не привлекал, особенно такой, в котором маршрут проложен по основным автодорогам. Но как только я познакомился с байкпакингом и сверхдлинными дистанциями, проложенными по второстепенным, просёлочным и лесным дорожкам, я тут же загорелся идеей попробовать какой-нибудь маршрут в этом формате.

В 2020 году не планировал сразу ехать на Турюнайт, но этот год и планы оказались несовместимыми, поэтому вышло так, что сходу поехал на большую, для новичка, дистанцию в 1200 км. В июле купил велосипед и уже 16-го августа поехал на масс-старт.

Турюнайт - это гонка с самообеспечением, где организаторы предоставляют только трек, по которому нужно проехать, всё остальное сам. В будущем сегментов трека наберётся где-то на 7000 км через всю Россию с севера на юг, но можно проезжать и отрезками. В этот раз масс-старт проходил по местам, куда я давно мечтал попасть – Карелия и Ладожское озеро! Подробнее о Турюнайте смотрите в разделе маршруты.

Моя задача была простой – финишировать. Главное — не сойти с дистанции и преодолеть все 1200 км. Нужно было уложиться в две с небольшим недели с учётом того, что ещё из Уфы до старта и обратно надо было как-то добраться. Поэтому планка была такой: 10-12 дней на прохождение маршрута — это около 120 км в день. Честно говоря, я думал, что буду ехать как любознательный турист, часто останавливаясь и много фотографируясь, но вышло немного не так, об этом подробнее в дальнейшем рассказе.

Подготовка

Велосипед

Выбор велосипеда был сложным до того момента, как я просто не пришёл в Триал-Спорт (другие веломагазины у нас в Уфе со скудным ассортиментом) и не уехал на одном из приглянувшихся хардтейлов. А приглянулся мне Cannondale Trail 4 2019 года, он был дешевле новых моделей, а навеска оказалась богаче. Я очень не хотел вел с двумя тремя звёздами спереди, не люблю лишнее, а в этих переключателях я бы вообще запутался, да и на длинной дистанции меньше запчастей - меньше потенциальных поломок. Уже потом я оценил ещё и то, как круто протаскивать через препятствия вел, если у тебя маленькая звезда спереди. Собственно, больше я особо ничего и не выбирал, так как в велосипедах мало чего понимал, да и после гонки не особо разобрался, если быть честным. Стоит сказать, что это, всё-таки, не «Ашан-байк». Комплектующие велосипеда пусть и не топовые, но и не самые бюджетные. Я ничего не менял перед стартом, поэтому вот ссылка на комплектацию. 

Перед отъездом поставил небольшое пластиковое крыло на вилку спереди и обмотал изолентой перо. Колёса снял, покрутил втулки, — вроде-бы не перетянуты и не люфтят. Когда грузил велик в машину увидел, что болтается передняя звезда с шатуном, затянул. Единственная существенная и, на мой взгляд, обязательная модернизация — рожки на руль, если руль такой как у меня, без них было бы очень тяжко. Рожки первые попавшиеся, дешёвые из спортмастера.

Снаряжение

С бивачным снаряжением и одеждой у меня всё хорошо, большая часть снаряги многократно протестирована и прошла сотни километров пеших походов.

  1. Кофта Sivera Гамаюн Про 3.0 — очень тёплая, в тоже время лёгкая (около 260 гр.) кофта на синтетическом утеплителе.
  2. Куртка Sivera Стякуш eV — минималистичная мембранная куртка
  3. Ковёр надувной Jack Wolfskin trail mat air — компапактный и очень комфортный
  4. Спальник Sivera Суряк +4 — обзор
  5. Палатка Sivera Брезг — обзор
  6. Термоштаны Sivera Стожар П — тонкие, лёгкие
  7. Гетры на обувь — лёгкие беговые для защиты от попадания грязи в обувь
  8. Штаны Sivera Стякуш 3.0 П — ультралёгкие, компактные штормовые штаны. Под ними на фото – Buff
  9. Кофта Sivera Гавран — лёгкая эластичная кофта с капюшоном на молнии, большую часть времени был в ней
  10. Две пары носков, двое трусов в силиконовом гермомешке
  11. Футболка — просторная для лагеря
  12. Навигатор Garmin Oregon 600t +8 батареек и крепление на руль
  13. Фонарь Petzl Actik core
  14. Телефон Redmi 8A, чехол для телефона.
  15. 2 полных 100 гр. баллона газа + 1 старый для первого дня в Конаково. Кружка титановая, миска алюминиевая с ручками.
  16. Запасная камера
  17. Велозамок
  18. Шнурки для зарядки телефона, фонаря, батарейки для фонаря мигалки.
  19. Power bank Xiaomi 10000 мАч
  20. Мультитул Leatherman Juice CS4  — обзор
  21. Горелка Kovea KB-0101 Titanium, зажигалка, ложка складная, экран ветрозащитный самодельный
  22. Хомуты, сигнал охотника + 4 патрона, маток изоленты, запасной петух, мультинтрумент велосипедный, замок цепи, набор заплаток, смазка для цепи
  23. Фотоаппарат Canon 30d + объектив 24 – 105 + два дополнительных аккумулятора
  24. Паста, щётка, бритва, срачпапирус, одноразовые шампуни
  25. Компактное полотенце, влажные салфетки
  26. Набор еды — набрал на тест по одному блюду от разных производителей в спортмарафоне — обзор
  27. Комплект, который был всегда на мне: шлем, футболка, шорты, трусы, носки.

+ очки, сланцы, фонарь мигалка, насос, бутылка-поилка, складной рюкзачок  и крохотная аптечка на фото не попали.

 

Сумки для велосипеда докупались хаотично, что-то успел заказать на алиэкспресс, что-то в спортмарафоне, а фидбэги вообще передали только на старте в Конаково.

  1. Нарульная сумка Ortlieb Ultimate Six Plus: здесь ехал фотоаппарат, все батарейки, зарядки, телефон, ключи от машины, документы и деньги, некоторые попутные мелочи, влажные салфетки, баф, кухонный набор с одним баллоном газа.
  2. Баул для руля Acepac 8 л.: хорошо поместилась палатка, свёрнутая вместе с ковриком, без своего чехла, плюс защитное дно от палатки.
  3. Фидбэги Nerpa Gear: перекусы, бутылка поилка, смазка для цепи, мази для коленей и попы, полотенце, очки и другая мелочь нужная в движении. Один сетчатый кармашек отдан под мусор.
  4. Сумка на раму Axiom: инструменты, заплатки, щётка, паста, сигнал охотника с патронами.
  5. Внутрирамная сумка Rockbros: вся еда и запасной баллон газа
  6. Подседельная сумка Rockbros: в глубине лежала запасная камера и петух, потом небольшой гермомешок с парой носков и трусов, футболка, мешок со спальником и тёплой кофтой. В зависимости от погоды добавлялись: штормовая куртка и штаны, ходовая кофта, складной рюкзачок. Сверху на резинке ехали сланцы, иногда кофта или куртка. Один ходовой день продержался фонарь мигалка, был потерян на кочках.

К раме прикручен насос и намотан велозамок. В крепление для бутылки внутри рамы помещалась 1,5 литровая бутылка с водой.

Рассказ

Выехал из Уфы примерно в обед, не торопясь доехал до Москвы, с одной ночёвкой прямо в машине, допоздна гулял по Зеленограду и ещё раз поспал несколько часов до первой электрички в Конаково. Оставив машину на парковке во дворе, я встретился с Ромой и его семьёй, вместе мы доехали до стартового лагеря на берегу Волги. Спасибо ещё раз Роме, я ведь до этого никогда не ездил в электричке с велосипедом, не говоря о том, что и в Москве плохо ориентируюсь, а тут практически за ручку довели до старта, мне оставалось только не отставать. 

Стартовую поляну искали вместе, прошли чуть дальше мест, куда можно заехать на авто и нашли отличное место, как будто специально приготовленное для большой толпы велосипедистов: натянут тент, стоят столики, большая поляна под палатки и даже песочница для детишек отдельная, прямо возле лагеря.

 

 

Мы приехали первыми, а в течении дня потихоньку подтягивались другие участники и болельщики. Да, в этот раз на старт приехали не только те, кто ехал всю дистанцию, но и просто ребята, которым интересна движуха байкпакинга и велосипедов в целом, многие потом поехали вместе с нами до Твери. Вечер получился очень приятным, разговоры об общем увлечении, планы, истории и великолепный плов (Наташе и Артёму большое спасибо)! 

1 день. Старт

  • +140 км
  • Солнечно, пара лёгких кратковременных дождей

 

Старт был назначен на 16-е августа около 9 часов утра, к этому времени добрались ещё несколько участников и болельщиков. В итоге старт выглядел как большое спортивное событие: обязательное фото участников, коптер снимающий на видео начало заезда, крики толпы и шампанское сигнализирующее начало гонки. В этот момент поймал лёгкий мандраж: действительно, начинается новое, крутое приключение для меня и почти трёх десятков других ребят отправляющихся на все 1200 километров пути.

 

 

Стартовал бодро, хотел посмотреть темп лидеров, спины самых мощных участников тоже видел до первого поворота. Лесные тропки и первый брод проехал вместе с большой группой, было весело, в такой компании вообще никакие трудности не страшны. Не зная, что ждать от своего тела, вскоре стал замедляться и ехать аккуратнее, но в какой-то момент заговорился с попутчиком, было интересно, я задавал много вопросов, чтобы быть готовым к тому, что скоро останусь один, в итоге долго ехал явно не в своём темпе и в какой-то момент понял, что уже начинаю уставать. Добрался до трапезной при храме, пирожки с картошкой и местный лимонад взбодрили, правда пока я это употреблял, практически вся толпа уже уехала вперёд. Ну всё, подумал я, теперь один, надо привыкать.

В общем масстарт к этому времени я уже полюбил, здорово что было время набраться опыта, я ведь действительно смотрел даже на то, как люди переключают передачи; скрипят ли у них так же как у меня колодки после луж и спрашивал плохо ли это; примерял темп других участников, чтобы понять свой; давление в шинах? Когда смазать цепь? А 100 км — это много? ...

В Тверь заезжал один, морально чувствовал себя прекрасно, отличная погода, красивые виды, велосипед едет. Физически чувствовал усталость, но не критичную, хотя времени до темна оставалось не так много и до первой намеченной стоянки мог не успеть. Посмотрел в телефоне карту, вроде и пораньше места есть. Однако сразу за городом увидел «Фешенебельных Бородачей», как их потом прозвали, они собственно фешенебельно купались в озере, поэтому я их и догнал. Остановившись на пару минут там, где они купались, почувствовал прилив сил, то ли от того, что снова увидел приятную компанию, толи от съеденной шоколадки, решил попробовать прилипнуть к ним. На железнодорожном мосту догнал, а дальше были лесные дорожки, по которым ехать с темпом других участников у меня получалось гораздо проще, чем на асфальтовых перегонах. Ехали до темна, проскочили одну приятную дождевую тучку, которая скорее освежила, чем намочила, на ночёвку встали ровно в том месте, где я планировал, когда крутил карту дома. Навигатор показал 142 км, — круто, мои первые 100+ км на велосипеде, — видел в интернатах люди часто отмечают этот момент, ну и я отметил вечером в лагере закупленной вместе с бородачами баночкой пенного. Пообщались, поели и как только я расслабился и вытянул ноги, лёжа на траве у костра, пошёл ливень, разогнав нас по палаткам. Значит пора спать, отличный получился день.

2 день. Остался один

  • +125 км
  • 265 км от старта
  • Солнечно

 

План на день был простым: доехать с ребятами хотя бы до Торжка, а там как пойдёт. В общем то было не трудно, сначала остановились возле усадьбы Знаменское-Раёк, потом завернули к водопаду, короче говоря, не торопились ехали в удовольствие, разглядывали достопримечательности. Торжок мне понравился, — старинный, пусть и не особо ухоженный, но зато и не испорченный новостройками городок, сохранивший в себе много мелких деталей, которые действительно интересно разглядывать. Зашли в столовую, попробовали пожарских котлет. Я почувствовал, как просыпается аппетит: в обычной жизни ем немного, а тут салат, пюре, пара больших котлет, и всё это обильно закусывалось хлебом и заходило прекрасно.

 

 

После Торжка на асфальтовых дорогах я ожидаемо начал отставать. Во-первых, я в принципе не мог долго держать хорошую скорость на ровных участках, во-вторых, ещё с утра почувствовал что-то неладное в левом колене, после Торжка боль усилилась и в течении всего дня я крутил в основном правой ногой, минимально нагружая левую. Потом и вовсе начались грейдеры. Крайний раз ребята дождались меня у родника, чтобы отдать кабель зарядки, больше я их не видел, но в чатике масстарта почитывал, где они и понимал, что в целом еду по пятам. Наверное, борода была коротковата для этой компании, всю дорогу отращивал, но так и не догнал, а если серьёзно, то нужно тренироваться, чтобы активно крутить педали на ровных участках, а не катиться по инерции, как я. В первые дни остро чувствовал плохо развитые мышцы для велосипедных нагрузок, они постоянно были забиты, но день за днём прокачивались и, забегая вперёд скажу, что к концу гонки набрали весьма неплохую форму.

Тем не менее, ночевать остановился ровно в том месте, где планировал ещё до старта – на берегу водохранилища прямо перед Вышним Волочком. Навигатор показал 125 километров в этот день. Прямо на подъезде к месту ночёвки расслабился уткнулся колесом в камень, но успел выпрыгнуть в сторону от велика, а потом с утра заметил, что потерял фонарь мигалку, прикреплённый к подседельной сумке. Больше происшествий не было.

3 день. Первые трудности

  • +97 км
  • Всего 362 км
  • Солнечно

 

Проснулся примерно в 7 утра, в 8 уже был в седле, но не долго. Заехав в Вышний Волочёк, залип в Макдональдсе, заряжал телефон, поглощал калории и отправлял мини-отчёты в социальные сети. В магазине купил пару носок (просто одну из двух в моём арсенале за первый день стёр до дыр, наверное, они уже были на грани). Практически сразу за городом начались грейдеры и, на мой взгляд, первые неприятные грейдеры, где много стиральной доски на всю ширину. Здесь-то и нарисовалась моя главная проблема: на этих кочках стало протирать и пробивать задницу, а ехал я без специального велопамперса на стоковом седле. В какой-то момент боль стала просто невыносимой, пришлось выкручиваться. В складной рюкзачок положил кофту и обмотал этим свёртком седло, при определённых телодвижениях получалось сесть так, чтобы это более-менее не мешало кручению и оставалось мягким. Остаток дня так и ехал, постоянно поправляя и ёрзая в седле, а в голове зрел план, как сделать что-то похожее на велопамперс.

А в остальном день был интересным, снова любовался деталями городков и глухих деревень, красивыми подвесными мостами и архитектурой полуразрушенных церквей и огромных храмов. Не доехал до плановой стоянки около 10 километров, свернул к точке, отмеченной организаторами как хорошее место для лагеря, так и есть: место приятное, рядом речка с впадающим в неё чистейшим прохладным ручьём. Подумал, что обязательно надо помыться и просушиться пока есть солнце, что с успехом и реализовал.

 

4 день. Адаптируюсь

  • +125 км
  • Всего 487 км
  • Солнечно

 

Проснулся прекрасным туманным утром, долго любовался деревом, на котором проходил чемпионат по плетению паутины: сети, покрытые каплями росы, были снизу до макушки. После завтрака соорудил себе первую версию памперса: надел две пары трусов, а между ними вложил аккуратно сложенное маленькое полотенце и, чёрт побери, это сработало! Стало действительно комфортнее! Конечно, болевые ощущения от стёртой кожи остались, но ехать стало ощутимо приятнее. Потом в пятёрочке купил кухонную тряпочку помягче и сделал вторую версию памперса, заменив полотенце, — так и доехал до финиша.

В этот день было много красивых подвесных мостов, по которым нужно было переходить речку, шикарный участок с лесной дорогой в соснах, а потом много хорошего асфальта с минимальным автомобильным трафиком. Заехал посмотреть на отмеченный в треке платный кемпинг и перекат реки Мста, — приятное местечко, жаль, что там не было кафе или столовой. Чуть раньше вдоль маршрута нашёл аптеку, взял эластичный бинт для колена и фастумгель, не знаю помогло ли второе, но бинт хотя бы дополнительно утеплял больное место, его точно буду брать в следующий раз если решусь на что-то подобное.

Понравилась центральная улица в Боровичах: приятная застройка, чуток навести порядок с лишними заборами, бордюрами и вывесками и будет совсем хорошо. А ещё там я налопался бургеров в соответствующем заведении, снова подзарядил телефон и разослал сообщения. Там даже два веломагазина было, но на вопрос про велопамперс был только отрицательный ответ с ухмылкой.

В Любытино въехал засветло, планировал заночевать где-нибудь в лесу сразу после подъёма за городом, но на въезде увидел мотель, дай думаю спрошу, мало ли, и мне повезло. Одна комнатка свободна за 500 рублей, конечно, туалет и душ общие, но в комнате один я и три кровати. После 6 ночей без подушки (2 в машине и 4 в палатке) это показалось номером люкс. Сходил в соседний магазинчик, в тёплый душ и под звуки громко ужинающей толпы водителей спокойненько уснул.

5 день. Увидел мишку

  • +128 км
  • Всего 615 км
  • Солнечно

 

Однозначно, самый скучный день и только два события его немножечко разбавили. Первое – на одном из пыльных грейдеров я увидел мишку. Интересно, что буквально перед этим проехал грузовик: я немного подождал пока уляжется пыль и медленно поехал вперёд, поднял голову, а метрах в 150 передо мной дорогу переходит он, средних размеров. Первая реакция – полез за фотоаппаратом, второпях включил, сфоткал, но мимо, кадр засвеченный, попа косолапого уже в кустах и совсем неразличима. Вторая реакция, достал сигнал охотника и накрутил патрон, потом начал громко вслух разговаривать, не знаю слышал ли он, но я ещё долго что-то говорил, особенно когда проезжал место, где он перешёл дорогу. Потом меня лихо обогнал Сергей Яскевич, на какое-то время я даже попытался ускорится, чтобы ехать за ним, но тщетно, — пока не понимаю, как можно ездить с такой скоростью. Зато относительно быстро проскочил этот неприятный гравийный участок, с быстро едущими грузовиками поднимающими светонепроницаемый столб пыли.

Второе приятное событие – навигатор показал более 600 километров пройденного пути, а значит уже половина маршрута! Это было очень приятно осознать, а ещё приятнее было то, что впереди более интересная и насыщенная часть маршрута. Засыпал с мыслями, что скоро увижу Ладогу.

В этот раз я проехал мимо места, где ставил точку предполагаемой ночёвки, было ещё рано, да и силы оставались. Миновал Будогощь, посмотрел на спутниковых снимках ближайшее местечко с речкой, увидел небольшой пляж на реке Пчёвжа и покатил туда. По факту оказалось, что там уже построены коттеджи, проезда к реке нет. На снимках яндекса домов нет, а вот на снимках гугла уже есть. Вернулся к дороге и немножко назад, с моста увидел поле по другую сторону дороги, проехал по нему в самый край, там и поставил палатку.

6 день. Интересный участок

  • +118 км
  • Всего 733 км
  • Солнечно

 

Проснулся рано, тент палатки был очень мокрым из-за ночёвки в высокой траве, складывал и отжимал. Асфальт с большим трафиком до Киришей успел более-мене нормально проскочить, но в самих Киришах снова залип. Оказалось, что Додо Пицца там работает только с 11, немного прокатился, не нашёл ничего нормального чтобы плотно поесть и решил подождать, доехав до набережной раскинул мокрую палатку и хорошенько её просушил. Потом ещё часов до 12 заряжал телефон и отправлял сообщения в пиццерии. 

После Киришей был ещё один неприятный участок с узкой асфальтовой дорогой и интенсивным трафиком, часто приходилось ехать по плохой обочине. Пожалуй, автомобильный трафик вдоль некоторых участков маршрута, для меня оказался самым тяжёлым моральным испытанием, ехать в такие моменты было максимально грустно.

Но, как было на протяжении всего моего путешествия, если есть тяжёлое испытание, потом обязательно будет какой-нибудь приятный сюрприз. В этот раз, стоило свернуть с основной дороги всё стало налаживаться. Конечно, первое чему я был рад – это тому, что закончились машины, но бонусом стала купель, стоящая на краю деревни с чистой родниковой водой. Мало того что сегодня было жарко, так ещё и помыться вчера вечером после пыльных дорог не удалось. С каким удовольствием я окунулся в холодную воду этого приятно организованного места остаётся только представлять, ведь описать ощущения контраста между пылью, жарой, усталостью и свежестью, чистотой, приятной прохладой – очень трудно.

Дальше на треке была отметка «начало плохой дороги», организаторы предупреждали, что место неприятное, глубокая грязная лесовозная колея на протяжении нескольких километров. Не могу сказать, что это меня пугало, скорее наоборот, вызывало интерес. А ещё меня снова догнал Сергей, на этот раз вместе с Алёной (видимо я просто меньше спал, поэтому опять оказался впереди) и самый грязный участок мы прошли вместе, мне было весело, не знаю как им. Надо сказать, что нам сильно повезло, почти 6 дней здесь было сухо и грязь затвердела, буквально несколько десятков метров было более-менее грязными, в остальном можно спокойно идти, а иногда даже ехать.

Закончилась плохая дорога и ребята втопили, крайний раз я их видел у магазинчика в Шуме. На ночёвку встал в каньоне реки малая Лава, прямо напротив красивого арочного моста. Рядом поставили палатку ребята из Питера, парень с сыном, было приятно с ними поговорить, оказалось у нас много общих интересов и взглядов на жизнь. Правда спать я ушёл быстро, всё-таки старался делать относительно ранние подъёмы.

7 день. Адская гравийка и райская стоянка

  • +97 км
  • Всего 830 км
  • Солнечно

 

После приятного асфальта, а потом немного заросшей, но интересной лесной дороги, я оказался на самом плохом куске из всего трека. Сначала это был просто плохой грейдер с небольшим трафиком, но потом начался пыльный ад. По всей видимости, где-то на участке автомобильной дороги Кола на встречном направлении делали ремонт и весь трафик шёл на эту гравийную дорогу. Попутных машин практически не было (и на том спасибо), но встречные шли нос к носу, особо буйные обгоняли весь этот траффик, свернуть отдышаться некуда, грейдер плохой, местами ещё и мягкий, в который зарываешься и еле-еле двигаешься. Полностью покрылся пылью, в первый раз надел очки, натянул бафф, но на зубах всё равно скрипело.

В голове крутилась мысль - «Так, это снова испытание, дальше будет приз». Так и произошло, на выезде из этого кошмара, мужичок поливал из шланга дорогу перед своим домом, чтобы уменьшить пыль, он разрешил мне сполоснуть лицо, а потом предложил окатить велик, на что я согласился, после того как он показал, что через 100 метров начинается асфальт. Потом трек вообще свернул на тропинку вдоль канала, где было много мини-пляжиков под высоким берегом. Мне удалось там спокойно искупаться голышом, а пока я мылся, снова раскинул палатку. чтобы просушить от росы и конденсата. Дальше был Шлиссельбург, большая пицца и стандартные процедуры – зарядка телефона, рассылка сообщений. Проехал по Ладожскому мосту через Неву, немного разношёрстных дорог, от лесных троп, до небольшого участка шоссе и я наконец-то вижу Ладогу! Трек выходит прямо к видовой точке на Крепость Орешек. Стоял фотографировался и действительно ощущал большой прилив положительных эмоций. Был рад тому, что смог добраться до сюда вот так, своим ходом. 

Скоро трек проходит мимо Осиновецкого маяка и выходит к красивым длинным песчаным пляжам с сосновым лесом, закупился в магазинчике и поехал искать себе стоянку с лучшим видом. Самое крутое впечатление этого дня – катить с ветерком по твёрдому песчаному пляжу на закате — красиво, свежо, восхитительно!

8 день. Отметил день рожденья

  • +93 км
  • Всего 924 км
  • Дождь до обеда, после облачно, иногда легкая морось.

 

Первое дождливое утро, приоткрыл палатку, приготовил завтрак не вылезая. На самом деле в такую погоду неприятны буквально 15-20 минут, это моменты, когда сворачиваешь мокрую палатку и залезаешь в мокрую одежду и обувь (если они намокли), потом немного двигаешься, согреваешься и уже спокойно принимаешь сложившиеся обстоятельства. Неприятные процедуры завершены, и я упакованный в дождевую куртку и штаны потихоньку выбираюсь из песчаных пляжей ладожского озера.

Несмотря на дождь было тепло, пока пробирался через песчаные дороги даже немножко начал потеть в дождевике, думаю, что из-за влажности вскрылись мозоли на попе, выбравшись на асфальт всё никак не мог начать нормально ехать, было больно. Снова вспоминаю про тесную связь: испытание – подарок, а ведь у меня сегодня день рожденья! Примерно под эти мысли, дождь потихоньку ослабевает, я подъезжаю к деревне Матокса. Зашёл там в магазинчик и увидел на полке детский крем, вспомнил, что видел у многих нечто подобное для смазывания пятой точки при запотевании, взял, и мазь на самом деле помогла, успокоив боль от растрёпанных мозолей. А уже за деревней меня ждал действительно полноценный подарок: там была местная сыроварня с небольшим уличным кафе, в котором я съел целую пачку отменных пельменей и отведал шикарных сырников с зерновым кофе! Под это дело небо окончательно просветлело, появилось солнце, а я, сидя за столиком на улице, читал поздравления от родных и близких, — вот это праздник.

Потом асфальт закончился и начались самые интересные дороги на маршруте, рельефные участки, проходящие через холмистые леса с большим количеством красивых озёр. Здесь было круто покататься, именно на этих участках получал больше всего удовольствия от езды на велосипеде. Стоит сказать, что дальше я вообще не помню мест, которые я мог бы назвать неприятными, разве что совсем небольшие отрезки лесных дорог, залитые водой, на которых было много комаров или лосиных мух, но таких было мало, уже даже точно не помню где.

Пару раз останавливался и объедался черникой с брусникой, которых тут просто немерено. По дороге встретил несколько велосипедистов, с одними успел познакомиться и немного пообщаться, — было очень приятно. Ближе к вечеру меня сфотографировал Александр Карпухин, когда узнал, что я еду Турюнайт (фото, где я в кадре - его), был слегка уставший, когда отбивал ему пятюню даже потерял равновесие и упал. Доехал до магазинчика, немного пополнил запасы, взял банку пива для праздничного ужина и поехал до ближайшего озера на ночёвку. Местечко было неплохое, с красивым видом и удобными скамеечками, разжёг костёр, заварил пасту карбонара (специально взял дорогой импортный сублимат на этот вечер) и под шум ветра в кронах сосен продолжил читать поздравления от друзей.

По-моему хороший получился день рожденья.

9 день. Ливень

  • +94 км
  • Всего 1024 км
  • Утром облачно, днём ливень, вечером облачно

 

День начинался шикарно, впервые за всё время собирал сухую палатку, не было ни дождя, ни росы, ни конденсата. Дороги продолжили радовать красотами и интересным рельефом, а когда начались пешеходные тропинки вообще вспомнились Алтайские леса, но в какой-то момент что-то пошло не так, — с неба пошла вода. Дождём это было трудно назвать: как будто просто включили кран на огромной трубе прямо надо мной как раз в то время, когда я ехал по заказнику Гряда Вярямянселькя, где обещали нечто вроде кросскантрийной трассы. Лужи превратились в маленькие броды, маленькие броды — в озёра, с крутых спусков скатывался не смотря на торможение колодками об диск и ногами об землю, лучше всего работали руки об деревья. В особо крутые подъёмы аккуратненько втаскивал велик, но чаще старался въехать, чтобы немного согреться (кофту внутрь не одел до дождя, а потом было поздно). В общем веселился как мог, честно, один раз даже огляделся вокруг и реально ржал пару минут от происходящего: ну какой дурак сюда попрётся на велике в такую погоду?

Выехал на кусочек асфальта, дождь стал иногда меняться на солнце, видел радугу прямо в лесу. Потом и вовсе распогодилось и только слегка сносило капли дождя от прошедших ливневых туч. Был и действительно сложный момент, когда я на волне позитива сильно прибавил в скорости на гравийке, прямо крутил на полную, почувствовав, что согреваюсь, а ещё скоро доеду до магазинчика, закуплюсь и поем, но переусердствовал и внезапно словил сильную боль уже в правом колене. Остановился, попытался ехать медленнее, опять стреляет, сначала даже наступить не смог на эту ногу, первая мысль: «Ну всё, приехал, и как отсюда выбираться?». Потом достал шоколадку, перемотал эластичный бинт с левой ноги на правую, немного прошёлся, вроде отпустило. Аккуратненько поехал до магазинчика, дальше всё было хорошо, но ехал небыстро.

На ночёвку остановился в красивом лесу, там было кострище, но стоянка была довольно дикой и необжитой, я даже разжёг костёр побольше и на некоторое время включил музыку на телефоне, чтобы себя обозначить для местных обитателей, но после ужина спокойно заснул, только ночью просыпался от раскатов грома, где-то поблизости.

10 день. Стало красиво и дико

  • +81 км
  • Всего 1105 км
  • Кратковременные дожди, облачно

 

Весь этот день запомнился как приятная велопокатушка. По-прежнему красивые виды, мало людей и ещё меньше машин. Оплот цивилизации на этом куске маршрута – Каменогорск, здесь я пополнил запасы и плотно поел в хорошем кафе, которое рекомендовали ребята из чата, называлось Вуокса. Ехал аккуратненько, стало больше подъёмов – спусков, но, как ни странно, мышцы к этому времени уже хорошо приспособились, вообще не болели и прекрасно чувствовали себя на подъёмах. Но я, конечно, постоянно переживал за колени, они почти не болели в движении, только по вечерам и до того, как разогреешь утром, но всё время опасался, что опять прострелит, как вчера днём.

Остановился на ещё более дикой стоянке, от последней деревни уехал километров на 20, до следующей ещё больше. О том, что люди где-то рядом, напоминал только шум поезда, иногда доносящийся откуда-то из далека. Но здесь мне было даже комфортнее, чем на предыдущей стоянке, наверное, потому что было больше открытого пространства, а ещё было приятное озерцо с небольшим деревянным мостиком, где удалось нормально помыться. Правда ночью, когда пошёл сильный ливень, от которого я проснулся, стало немного волнительно, не знаю как объяснить, просто странное чувство, когда слышишь только шум дождя бьющегося об палатку, а ты лежишь где-то посреди лесов, болот и озёр и связи нет.

11 день. Немного велоскалолазанья

  • + 92 км
  • Всего 1197 км
  • Малооблачно

 

Практически к началу моего сегодняшнего отрезка был заготовлен спецучасток - тропа Хо Ши Мина у озера Ястребиное. Но ещё до него я успел найти себе развлечение: на некрутом спуске катился с небольшой скоростью, видел, что впереди земля немного темнее, чем остальная дорога, но не придал значения, оказалось что это мягкая жижа, глубиной в треть моего колеса, собственно переднее в него с успехом вошло, а я через руль полетел вперёд. Отделался лёгким испугом, запачканными сумками и руками, в остальном приземлился аккуратно и я и велик.

Тропа вокруг озера мне понравилась, наверное потому что я в первую очередь любитель пеших походов и здесь мне представилась отличная возможность размяться и немного потолкать с собой велосипед. Ну и конечно, отличные виды — это большой плюс данного участка, — возможно стоило как-то подгадать, чтобы остановиться здесь на ночёвку. Видел, что многие отмечали популярность этого места и обилие туристов, но я видел буквально пару палаток, да и в тех люди ещё спали.
Потом были весьма неплохие гравийные дороги, мне понравились постоянные спуски-подъёмы, когда нет однообразия и затяжных вкручиваний по прямой. Тут просто немного работаешь, а потом кайфуешь, работаешь – кайфуешь. Возможно, лидеры крутят и на спусках, но я смотрел по сторонам и катился по инерции.

До Койонсаари докатил часам к 4 – 5, народ был только в начале трека, огибающего остров, дальше практически никого не встретил. Какое-то время сидел на пляже, наслаждался видами Ладоги и Ладожских Шхер, в чатике увидел несколько советов о том, что лучше проехать дальше, чтобы успеть завтра финишировать, я в общем-то послушался, но в итоге это первый совет, который я послушал зря. Думаю, надо было оставаться, спокойно погулять и пофотографировать остров. Я же проехал ещё километров 20 и заночевал у озера Муоккалампи. А так, отличный день, много красивых видов и приятные дороги.

12 день. Финиш

  • +73 км
  • Всего 1270 км
  • Солнечно

 

Проехать оставалось около 70 километров. Я уже чувствовал, что финиш близко, ехал небыстро и расслаблено, уже точно понимал, что доеду в любом случае. В Лахденпохье был рано, пришлось дождаться открытия пятёрочки, так как даже на завтрак у меня почти ничего не осталось.

Снова материализовал мысли в какой-то момент — еду, думаю: «сейчас бы вкусный Кофе выпить», поворачиваю голову на обочине вывеска «Вкусный кофе через 500 метров»,  думаю «круто, вот бы безграничный оплачиваемый отпуск», это пока не материализовалось, но кофе и вправду был отличным и сандвичи неплохие.

Финиш в 14:50! Ощущений было много, не сказать что какая-то эйфория, скорее что-то более ровное, но основательное – я это сделал, я доволен собой.
 

 

 

В этот день я решил не спешить, время, отведённое на отпуск оставалось, поэтому сначала съездил на автомойку, сбил грязь с велосипеда, а потом пошёл искать гостиницу, чтобы отмыться самому. Вечером очень плотно покушал в кафе, утром тоже, да и потом всю дорогу до Уфы очень много и часто ел, а потом и по возвращению несколько дней отъедался дома, впервые со мной такое. В Сортавале на следующий день с удовольствием катался на велике и ждал поезд, который оказалось, уходит вечером, итого в городе я провёл целые сутки. Зато хорошо отдохнул, просушил все вещи и был готов к дороге домой.

 

 

В следующих статьях я немного подробнее расскажу о некотором снаряжении, использованном на маршруте. А в заключении хочется только сказать спасибо всем, благодаря кому это приключение состоялось и было таким насыщенным!

Рому Важнова, как автора проекта и того, кто помог во многом на старте, и другим организаторам. Всем, кто участвовал в разведке и составлении маршрута. Всем, кто поддерживал, писал комментарии и советы в чате. Друзьям и знакомым, кто непосредственно помог в подготовке, Никите Юринову особенно (в одной из следующих статей расскажу подробнее за что). Каждому попутчику, особенно всей компании Бородачей (до сих пор вспоминаю крутые моменты, как катили в дождь, Миша чистил зубы на ходу, Ваня снова рассказывал что-то интересное, а Макс помогал добрым советом) и всем случайным встречным. Спасибо родителям, за то, что вырастили такого, переживали и необычно часто звонили по ходу дистанции. И конечно, огромное спасибо моей Любимой Анюте, она звонила каждый день, поддерживала и, как говорит, не сомневалась во мне, а ведь я сам сомневался.

 

Карта пройденного маршрута

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

  1. user Денис 14 сентября 2020, 11:31 0
    Увлекательное приключение!
    1. user Руслан 14 сентября 2020, 12:51 0
      Фотографии крутые! Отлично описал свои ощущения. Ждем новых приключений.)
      1. user Дмитрий 15 сентября 2020, 02:33 0
        Какой был общий вес снаряжения?
        1. user Роберт Валеев 15 сентября 2020, 10:16 0
          Не взвешивал, к сожалению
        2. user arhei 11 марта 2023, 11:05 +1
          Для неподготовленного человека с первого раза махнуть на 1200+ км это реально круто… Мы лет 17 назад, как-то раз так же спонтанно поехали из Ростова в Адлер, правда без спецобвеса, на дешевых велах из Спортмастера и с горными рюкзаками.

          600 км с последней третью по перевалам нас чуть не ушатала и мы чувствовали себя героями… Пока не встретили команду, которая (правда на поготовленных велах и с экипировкой) приехала из Владимира...)))
          1. user arhei 27 марта 2023, 09:09 0
            Доброго времени суток Роберт.

            Прочитал статью, заинтересовался идеей дальнобойных велопробегов.

            Хотел уточнить — навигаторы Garmin еще работают или так и остается проблема с регистрациями и продлениями подписок, о которых ранее писали (типа ля-ля санкции, мы все закрыли)??

            1. user Роберт Валеев 27 марта 2023, 09:29 0
              Доброго!
              С подписками и раньше не всё хорошо было, сейчас тем более. Но самим прибором можно пользоваться без особых проблем… Главное установить нужные карты, в интернете довольно много инструкций как это сделать.

              А кроме карт больше и нет никаких нужных регистраций и подписок. Чисто теоретически, желательно чтобы была возможность принимать сигнал Глонасс помимо GPS, но все относительно новые приборы это умеют.
              1. user arhei 27 марта 2023, 11:18 0
                Я так понял, что если устройство купить сейчас- то имеешь шансы залипнуть с регистрацией устройства, так же как и со скачиванием карт, подписками и прочим…

                Что в принципе не радует, при цене устройства в районе 50-70 тыс… А есть какие-то известные рабочие альтернативы?
                Не тащить же в дальнобой телефон в качестве наФигатора… Автономность не та получается…
                1. user Роберт Валеев 27 марта 2023, 11:35 0
                  Это какие-то слухи, я с таким не сталкивался, Garmin'ы продаются в том числе официально, на авито полно «параллельного импорта», навигаторы относительно легко прошиваются, а изначальной регистрации никакой не требуется: включил да поехал, только карты предустановленные обычно плохие. Вменяемой, универсальной альтернативы, тем более отечественной, нет. Есть велонавигаторы других фирм, но какая разница, все они тоже из «недружественных» стран.

                  А автономность смартфона можно повысить всякими пауэрбанками и солнечными зарядками, плюс чехлами хорошими защищать. В серьёзный дальнобой в любом случае нужно иметь несколько вариантов для ориентирования, обычную карту, например))

                  1. user arhei 29 марта 2023, 08:59 0
                    Ок. Еще один вопрос. Турюнайт был проезжен (проехнут, проеден???), короче пройден на Canondale 4.
                    Тогда нескромный вопрос Роберт, какой у тебя рост? Ну чтобы с ростовкой определиться.
                    Если человек проехал 1000+ и у него все нормально — это более достоверные результат чем 10 минут катания вокруг магазина.))
                    Я уже раз ездил 600+ на веле с неудачно подобранной ростовкой, хотя мерка " по бубенцам" была выполнена. Результат до сих пор вспоминаю с содрЫганием.

                    Подбираю себе транспорт в ту же сторону. Заранее спасибо за ответ.)
                    1. user Роберт Валеев 29 марта 2023, 10:38 0
                      Рост 175, вес 60, рама в размере L

                      Но в плане велосипеда я плохой пример, взял что понравилось и поехал, сейчас есть подозрения что M было бы немного удобнее, у меня нет другого опыта велосипедного, кроме BMX в юности и этого сейчас. Если по снаряжению я пробую, тестирую, меняю всё часто и по многу, то велосипед у меня один и сравнивать особо несчем.
            2. user arhei 29 марта 2023, 10:50(Комментарий был изменён) 0
              Ок, спасибо.

              Мой рост так же 175, но вес 110. Планирую взять как раз размер М. Отпишусь по результатам. Все равно нормальных комплектаций L днем с огнем не найти.))

              В прошлый раз я взял как раз под размер L и вытянутая посадка с опорой на руки просто убила лучезапястным синдромом и неудобным положением спины.
              Рога сильно помогли? Думаю еще поискать площадки для отдыха как у туринговых. Возможно тоже поможет.
              Что-то дополнительно посоветуешь?
              1. user Роберт Валеев 29 марта 2023, 12:55 0
                Без рогов не доехал бы наверное, большую часть пути за них держался, смена положения очень помогала. Но у нас существенная разница в весе, мои запястья, можно сказать, вообще не почувствовали моего веса, в тоже время даже у опытных участников того заезда читал в отчётах про сильную боль в руках после гонки, кто его знает в чём именно мне повезло. Что тут посоветуешь, надо пробовать, всё подгонять под себя)
              Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

              Читайте также