Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
По Башкирии на велосипеде, попробовал маршрут Velorussia из Уфы до Салавата

По Башкирии на велосипеде, попробовал маршрут Velorussia из Уфы до Салавата

Мой первый велопоход по Башкирии! После Турюнайта были определённые ожидания и лёгкое подозрение на то, что уже есть опыт подобных заездов, но не всё прошло гладко, тем не менее получилось отличное приключение и ряд неплохих фотографий.

Содержание статьи

Лето 21 года началось для меня не очень приятно, болезни у себя и близких, много работы и не то, чтобы мало путешествий, а вообще без них! Более-менее почувствовав себя хорошо к середине июля, решил, что пора в поход.

О маршруте

После прошлогодней велопоездки на Турюнайте, очень хотелось попробовать нечто подобное в наших краях – в Башкирии. Поиски в интернете показали, что не так уж и много информации о вело маршрутах по республике, но один большой проект всё же есть. Называется он Velorussia, как выяснилось потом, у него есть не совсем понятные мне одноимённые копии (не особо функционирующие), ссылка ведёт на их сайт, групп в соцсетях именно у этого проекта нет, там как раз «левый проект» как сказал автор проекта Velorussia Антон Сазонов. Вообще такая недружелюбность велосипедных сообществ Уфы для меня, как для наблюдателя и начинающего велосипедиста, конечно, разочаровывает, – вроде бы все хотят примерно одного, но по разным причинам ругаются.

Но, не будем об этом, к тому же, не смотря на разногласия, именно проекты Velorussia, как мне показалось, делают что-то в реальности, а не только на словах. Регистрируюсь на сайте, на почту получаю описания маршрутов, треки качаю отдельно и сажусь их соединять. Идея была в том, чтоб проехаться по популярным достопримечательностям степной части Башкирии, соединив их в один логичный круговой маршрут. Самому практически ничего не пришлось добавлять, взял маршруты под номерами 1,3,6,11 убрал некоторые съезды к станциям и соединил все маршруты в один. Получился кружок аж на 900 км, многовато для старта сезона с непонятным физическим состоянием, но у этого маршрута отличные варианты схода, – почти через каждые 100 км есть возможность сесть на электричку и вернуться домой.

 

 

Авторам проекта Velorussia выражаю благодарность, видно, что старались сделать всё подробно и интересно, на почту прислали pdf файлы с детальным описанием маршрутов, а ещё они распространяют печатное издание путеводителя по своим маршрутам совершенно бесплатно. Хотя к самому маршруту лично у меня есть некоторые предложения, но об этом ниже, непосредственно в отчёте о поездке.

 

Подготовка

После Турюнайта я делал обзор сумок для велосипеда и говорил там о некоторых минусах, к новой поездке удалось кое-что устранить. Мама помогла мне заменить стропы на подседельной сумке, поставили более шершавые, которые не ползут при нагрузках. Как сделать аккуратный клапан для стравливания воздуха, так и не придумал, наверное и не сделаю, хочу другую сумку. Во внутрирамной сумке с помощью шила и инструмента для установки люверсов сделал дренажное отверстие, чтобы в сильный дождь вода не скапливалась на дне (как писал в обзоре течёт по молнии в дождь, да и просто забываешь закрыть её до конца). На раму сверху пришла запоздалая посылка с сумкой того же производителя Rockbros, понимая, что влагостойкие молнии там только по названию и внешнему виду влагостойкие, сразу же сделал дренажное отверстие, аналогично внутрирамке. В этих сумках у меня всё равно едет то, что не жалко намочить: упакованная еда, газ, ремкомплекты инструмент, зубная паста и щётка. Нарульный гермомешок с палаткой и ковром теперь креплю ремнями с проставками, чтобы было проще притягивать к рулю и оставалось больше места для рубашек от тормоза и переключателя передач.

 

 

Из бивачного снаряжения у меня новый спальник, а точнее Квилт от Sivera, по нему готовлю обзор, скоро будет на сайте. Из прошлогоднего комплекта убрал тёплую синтетическую кофту (по прогнозам жара), защитный пол от палатки и складной рюкзачок. Из значительного — теперь у меня есть памперс, пока простенький из Декатлона, как раз поехал чтобы и его протестировать. Ещё сменил тяжёлую и большую зеркалку на довольно-таки компактную Sony alpha a6000 с объективом 18-135, на него и сняты все красивые фото (пара мыльных фото — с телефона). В остальном всё ровно то же самое, что и в той поездке, публиковать подробный список снаряжения здесь не буду (можно глянуть по ссылке на отчёт).

 

День первый, попытка адаптироваться к жаре

На ближайшие три-четыре дня прогноз для велопохода не самый хороший - солнце и жара до 34 градусов, потом полегче, но дожди. Дожди меня совсем не пугают, а вот с жарой интересно: не то, чтобы я её плохо переношу, например, что такое крем от солнца я, со своей смуглой кожей, даже не особо знаю. Но каково вкручивать в жару на велосипеде я до этого момента не знал, а прямо перед поездкой читал отчёты тех, кто ехал Южные сегменты Турюнайта, где даже самые сильные участники писали, что нет ничего сложнее чем езда по сильной жаре. Что ж, вот он шанс посмотреть, на сколько меня хватит, подумал я и поехал не смотря на прогноз.

Утро отличное из своего райончика на велосипеде прокатился до станции электропоезда Спортивная, чтобы из города не выезжать по оживлённым трассам. Вышел на станции Нижегородка, откуда и начался мой маршрут. Первая точка интереса на пути – аэропорт. Полевая дорога проходит прямо у забора взлётной полосы и можно посмотреть, как взлетают и приземляются самолёты, правда, пока я ехал их было всего два, видимо авиасообщение ещё не на полную катушку работает в связи с карантином. Снять успел только на телефон, выложил в сторис инстаграма и покатил дальше, только из далека сделав кадр на нормальный фотоаппарат.

 

 

Наверное, стоит рассказать, что после Турюнайта ожидания от велопохода всё-таки были весьма определённые. Я почти не смотрел в деталях на предстоящий маршрут и, хотя примерно понимал, где он проходит, всё же рассчитывал, что здесь будет много полевых, лесных и просёлочных дорог с минимумом широко используемых автомобильных. Начало было не по загруженным асфальтам, но некоторые дороги были не очень приятными, а мне так и хотелось свернуть куда-нибудь на просёлок, как вокруг аэропорта, – там было круто. Ещё один хороший отрезок – сворот в сторону голубого озера, мимо красивого мостика, дорожка по полю ведёт к горе, на которую нужно вскарабкаться с велосипедом, что хоть и сложновато в такую жару, но тем не менее интересно, именно такие дороги меня и манили в велопоход, а на дорогах с проносящимися мимо автомобилями я действительно страдаю.

 

 

С жарой в этот день справляться более-менее получалось. Когда чувствовал, что перегреваюсь, заруливавал к лесопосадкам и лежал прямо на земле в тенёчке, чуток поплескался в голубом озере, полноценно купаться, из-за большого количества людей и нежелания мочить памперс, не стал. Скорость, конечно, была невысока,и уже к середине дня понимал, что будет сложно ехать по графику 100 км в день плюс минус 20, но до первой цели – Белого озера, по-любому доеду. 

 

 

Примерно на 56 километре были классные дорожки, много красивых полей, небольшие подъёмчики и весёлые спуски, потом долгий изнурительный участок по асфальту с машинами, но самое неприятное – там был постоянный, хоть и небольшой, подъём и сильный встречный ветер, километров 20-25 крутил на первой передаче с минимальной скоростью, даже на спусках, так как они были тоже с минимальным уклоном и ветром.

В Старобабичево пополнился водой в магазине и съел мороженко, а после деревни начался замечательный участок, много просёлков, классный спуск по гравийке и восхитительно живописные дороги вдоль засаженных полей. К закату вырулил на дорогу у Белого озера, немного покружил вдоль берега и ближе к Южной части водоёма нашёл стоянку, где никого не было, поэтому я голышом пошёл купаться. Шёл, надо сказать долго, вода по колено даже метрах в 50 от берега.

 

 

День второй, отличный отрезок

Чувствовал себя вечером средненько, сильная усталость, как будто километров 300 проехал, а ведь накрутил всего 102 плюс километров 8 по городу, к тому же много отдыхал в течении дня. Будильник ставить не стал, чтобы восстановиться, проснувшись, когда тело само этого захочет. Захотело часикам к 8, на палатку уже падало солнце. Рождённый днём ранее план: вкручивать утром и вечером, а днём лежать, уже начал разваливаться. Ну да ладно, собираюсь оперативненько и еду дальше, хочу сегодня доехать до шихана Куштау, что примерно в 60 км по маршруту от меня, значительно меньше чем вчера.

 

 

Не совсем по маршруту, но в сторону его продолжения, прокатился вдоль озера. На выезде к трассе позавтракал свежеиспечённым курником в придорожном магазине, водичкой пополнился на колонке немного ранее в небольшой деревушке. Уже по маршруту, проехав пару красивых мостиков и неплохую гравийку по тени деревьев, зарулил к реке Белая у села Табынское, где с огромным удовольствием искупался. В самом селе есть несколько интересных объектов, главный из которых - Храм Вознесения Господня, находящийся на территории бывшего Консервного завода и являвшийся его составной частью. Интересно выглядят руины со следами ремонта разных годов, сам храм тоже смотрится очень живописно.

 

 

Дальше маршрут выводит на весьма оживлённую трассу, заехал на заправку выпить кофе, к сожалению туалет на улице, в Башкирии многие заправки ещё находятся в том же веке, что и бывший консервный завод. Пока пил кофе, смотрел на карту, по идее можно проложить маршрут немного более интересно, пару километров от этой трассы убрав, ну да ладно, пока еду по треку, тем более что скоро снова можно будет свернуть к небольшой речке. Речка Усолка, совсем небольшая, прямо рядом с трассой есть съезд, он довольно-таки незаметный, а самое удобное для купания место скрыто от глаз проезжающих кустами и деревьями. Пользуясь тихим местечком, снова купаюсь голышом, так как время уже почти час дня, решаю подольше полежать в теньке, даже коврик достал и немного покемарил.

 

 

Жара ещё не спала, но лежать надоело, полноценно поспать не дают ползающие и летающие насекомые, а палатку ставить лень и не очень удобное место, в этот момент задумался о том, чтобы брать в такие поездки свой гамак. Он ставится очень быстро и имеет встроенную сетку, было бы реально удобно вешать его в тенёчке и пережидать самые жаркие часы. Решаю поднапрячься и доехать до страусиной фермы, где есть возможность хорошо пообедать. По приличной жаре добираюсь до цели и, надо сказать, не зря! Отличное жаркое из мяса страуса с целым графином холодного лимонада – то что надо для такого велопохода! Кроме того в самом кафе хороший кондиционер, чуть больше часа провожу там, остужаюсь.

 

 

Когда почувствовал, что жара потихоньку отступает, выехал дальше. Гравийная дорога приводит к первому серьёзному подъему за весь маршрут, благо на нём уже есть тень от деревьев, да и набор высоты резкий, такое мне нравиться больше тем затяжные многокилометровые микроподъёмы. С парой перерывов, но в седле, заезжаю на вершину, а сразу за перевалом шикарный, длинный спуск – чистый кайф! А в финале спуска деревушка и снова речка, в которой можно искупаться, естественно этим я и занимаюсь, вместе с деревенскими ребятишками.

 

 

Шиханы маячили на горизонте уже давно, но самые красивые виды были на подъезде, с прекрасным передним планом из целого поля подсолнухов. Дорога гравийная, местами разбитый асфальт, но машин нет и ехать приятно, особенно когда вокруг такая красота. Трек маршрута ведёт сразу дальше по дороге, но я сворачиваю к шихану Юрактау и объезжаю его в поисках красивой стоянки. Стоянки на старицах возле шихана неплохие, но вода, в связи с жарким летом, вся заросла травой, тиной и кувшинками, так что даже искупаться негде. Еду дальше, к реке Белой, где нахожу свободную полянку с отличным выходом к воде, естественно, первым делом в воду, отмокать, мыться и главное – остывать.

 

 

День третий, плохой отрезок и тепловой удар

Так как предыдущий день был прекрасным и усталости совсем не ощущал, поставил будильник на 5 утра, посмотреть утренний туман и по холодку докрутить до Ишимбая (наивный глупец). Встал вовремя, но слишком красиво, чтобы сразу уехать, много фотографирую, но ещё больше просто наслаждаюсь видами.

 

 

В перевал у шихана Куштау вкручиваю бодро, вниз лечу ещё бодрее. В селе Шахтау беру два больших курника, просил один, но, когда в руку положили два горячих пирога, отказаться не смог. Уже в этом месте начинается самый неприятный участок из всего маршрута: много грузовиков, средняя по качеству обочина и в целом большой траффик.

Съесть сразу оба курника было ошибкой, не знаю, это особенность моего организма или у всех так, но когда я хорошо поем, то начинаю сильно нагреваться, Анюта этим пользуется и зимой на ночь глядя хорошенько меня кормит, чтобы потом всю ночь греться об меня. Наверное, в такую жару, а печь начало не смотря на утро уже знатно, не стоит объедаться.

Второй момент – это дорога, если первое время мне удавалось свернуть с трека и ехать вдоль реки по приятной лесной дорожке, то потом пришлось ехать по основной, а вдоль всего оставшегося отрезка до самого Ишимбая практически не было и намёков на тенёк. Редкие автобусные остановки, загаженные как раз там, где тень, не спасали, в какой-то момент хотел свернуть к реке, но полевая дорога упёрлась в овраг, в итоге только силы и время потерял.

Погода тоже нагоняла эпичности, этот день был самым жарким за последнее время. Стиснув зубы, пытаясь не сильно ускоряться, чтобы не поддавать жару изнутри, кручу педали в Ишимбай в надежде на тень и уютное кафе с прохладительными напитками, а мимо летят грузовики и какие-то дятлы, которые по каким-то неведомым причинам сигналят и проносятся в двух сантиметрах от тебя, не смотря на отсутствие встречки.

По карте разглядел прямо в Ишимбае пляж на Тайрукском пруду, туда и направился в первую очередь. Пляж оборудован плохо, присесть негде, тени тоже мало, зато полно мусора и орущая музыка. Водичка тёплая, но немного помогла, поехал искать парк со скамейками, кружился по городу, но не нашёл, в интернете увидел, что есть Додо пицца – а значит удобные диваны, розетка и кондиционер. Дополз до пиццерии взял холодной колы и попытался осознать, что происходит с организмом. А произошёл явный перегрев, система требовала перезагрузки, нужно горизонтальное положение, прямо сейчас крутить загород и ставить палатку – не вариант, мест не знаю, сил мало, на яндекс картах нахожу гостиницу, только у одной были отзывы и нормальные фото, звоню – номер есть, спрашиваю про велосипед, говорят без проблем.

Гостинница называется «Виктория», очень приятная, чистый номер, замечательный персонал, девушка, увидев велосипед, заселила на первый этаж, чтобы не подниматься лишний раз, к тому же он был дешевле, чем мне озвучили по телефону, да и в целом хочется поблагодарить этих девушек, редко встречаешь настолько приветливый и дружелюбный персонал, особенно в небольших городах.

Время было что-то около обеда, сходив в душ. лёг в кровать, так и пролежал почти до следующего утра, было тяжеловато, периодически знобило, но тело при этом было очень горячим. В гостинице вода из-под крана питьевая, ещё утром в магазине купил солёных фисташек, как раз пригодились, пил много, заедал фисташками чтобы восстановить солевой баланс как рекомендуют в учебниках по восстановлению от тепловых ударов.

С одной стороны, понимал, что всё не так плохо и нужно просто отлежаться, а следующий день уже дожди и попрохладнее, с другой – за оставшееся время всё равно не успею преодолеть и половины всего маршрута. Решение – ехать в Салават на электричку, первый маршрут из тех, что я скачал у Velorussia, можно сказать пройден, а остальное на потом.

 

 

День четвёртый, пора домой

Со вчерашнего вечера шёл дождь, что меня скорее обрадовало. Из гостиницы выехал в лёгкую морось, направление в сторону города Салават. Выбрав короткий путь, на небольшом участке попал в липкую глину, которая очень быстро налипла толстенным слоем на покрышки. Так я узнал, что небольшое крыло на горилле, защищающее ноги вилки от летящей грязи, легко отрывается если налипло много глины на колесо, ставить его по новой не буду, не настолько оно и нужно оказывается.

Въехав в Салават, сначала слегка в речке, а потом основательно на автомойке, помыл велосипед, чтобы в электричку не лезть с ошмётками грязи. Оставалось ещё прилично времени, чтобы поколесить по Салавату. Уютный город, здесь гораздо больше скамеек и скверов, беговые дорожки, сталинские дома. Доехал и до строящейся новой набережной, которая тоже смотрится интересно, как я уже говорил – уже сейчас выглядит гораздо лучше, чем набережная в Уфе, построенная за неимоверные деньги, здесь же - гораздо дешевле и в сотню раз приятнее.

 

 

Послевкусие

То, что я перегрелся и не смог сходу проехать весь маршрут – это целиком и полностью мои ошибки и неопытность, надеюсь в следующий раз буду умнее. Но и сам маршрут, мне кажется можно улучшить. Ряд отрезков с большим траффиком можно объехать по полевым дорогам, а главное, я думаю, что стоит рисовать треки, которые ведут непосредственно к точкам интереса. В маршрутах Velorussia отмечены интересные места, но треки проходят мимо, по дорогам, иногда довольно-таки далеко. Например, думаю, можно сделать маршрут интереснее, если проложить его по дорожкам вокруг шиханов (которых довольно-таки много), чем вести их по оживлённым трассам. Ещё точность треков не самая высокая, как будто они нарисованы по картам, возможно это просто сжатие, но как только начинаются полевые дороги, приходится делать больший масштаб в навигаторе или смотреть в смартфоне по Organicmaps как лучше проехать. Опять-таки весь мой опыт упирается в сравнение с Турюнайт, а там я ехал строго по треку и на дистанции в 1200 км участков, где несовпадений с реальными дорожками было крайне мало.

Однозначно хочу продолжить маршрут, попробую заранее его посмотреть по картам и возможно буду сразу разведывать объезды автомобильных дорог. Маршруты Velorussia у нас на сайте выкладывать не буду, у них есть отличный сайт (velorussia.club), где всё можно почитать и скачать. Но кое-какие маршруты всё-таки отметить на картах Trekkingmania хочется.

Возникла мысль разведать объезды, в том числе и на пройденном участке, выложить вариант маршрута для Байкпакинга по степям Башкирии. К слову, про Байкпакинг, возможно маршруты Velorussia в нынешнем виде больше понравятся тем, кто ездит в формате классических велопоходов с другим снаряжением, когда важно преодолеть большее расстояние по хорошим дорогам; байкпакинг, как мне кажется, предполагает более труднодоступные места и дороги, и очень здорово, что появляется выбор и каждый может найти себе формат по душе. Пока трек по которому я проехал выкладывать в связи с этим не буду, может быть в ближайшее время получится его доработать и выложить в раздел маршруты готовый вариант.

Ещё раз спасибо авторам маршрута за отличное путешествие и мотивацию. Новые походы уже скоро! Анонсы о предстоящих активностях можно найти в наших соцсетях по ссылкам внизу страницы. 
 

 

Карта пройденного маршрута

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

  1. user Марат 17 января 2022, 14:20 0
    Вдохновляет!
    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

    Читайте также