Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
Легкоходы: кто это, куда они ходят и как им стать

Легкоходы: кто это, куда они ходят и как им стать

Легкоходство — направление в туризме, отличительной чертой которого является максимальное снижение веса снаряжения без угрозы безопасности. Последние три слова умудряются вырезать и рассказывать о легкоходстве, как о науке бегать полуодетым в лесу с заточенной ложкой в зубах. Об этом стереотипе и о многом другом поговорим в статье.

Содержание статьи

Сразу скажу, что легкоходство – это не математика, здесь нет твёрдых законов и сводов правил, но в википедии, например, уже есть довольно-таки чёткое определение

Легкоходство — направление в туризме, отличительной чертой которого является максимальное снижение веса снаряжения без угрозы безопасности.

Последние три слова умудряются вырезать и рассказывать о легкоходстве, как о науке бегать полуодетым в лесу с заточенной ложкой в зубах. Об этом стереотипе и о многом другом поговорим в статье.

 

История

Начало массовой культуры легкоходства приходится на время выхода книги Рэя Джардина «Pacific Crest Trail Hiker’s Handbook» 1992 года, дополненная и переизданная в 2000-м пoд нaзвaниeм «Beуond Backpacking». Сама идея и непосредственно легкоходы появились за долго до этого. Рэй же в своей книге систематизировал знания и задал общий вектор развития нового вида туризма, а также дал множество практических советов и рекомендаций.

В большей степени именно в США зарождалась эта культура благодаря доступной среде. Так, например, одна из самых известных сверхпротяжённых троп мира – Аппалачская – была заложена аж в 1923 году, её возвели в статус национальной, и пройти полный маршрут считалось большим достижением. Но уже в 1955-ом Бабушка Гейтвуд (Эмма Гейтвуд) прошла все 3 500 километров пути в возрасте 67 лет. И несмотря на то, что Бабуля была в хорошей форме, пройти такое расстояние ей позволил совершенно новый для того времени подход к организации движения на маршруте. Она не несла с собой ничего лишнего, только плащ, вещмешок, одеяло и пластиковую занавеску от душа как защиту от дождя. Воду и продукты она практически не несла: иногда ей помогали живущие у тропы люди, иногда она собирала ягоды и щавель, и, когда получалось, ночевала в гостиницах и пополняла кое-какие запасы в магазинах. Благодаря минимальному весу, даже в таком возрасте ей удавалось в день проходить по 35 километров: столько же, сколько проходили «крутые» походники с самым лучшим на тот момент, но тяжёлым и излишнем снаряжением.

 

Наши дни

Сегодня легкоходство – это самостоятельный вид туризма, о нём написано сотни статей, производители потихоньку выпускают снаряжение для легкоходов, а люди по всему миру объединяются в сообщества и развивают идеи заложенные Рэем в своей книге.

Я настоятельно рекомендую вам, дорогие читатели, попробовать заняться легкоходством. Нет, не стоит сразу следовать примеру Бабушки Гейтвуд и в занавеске от душа штурмовать ближайшие горы! К вопросу перехода на такой вид туризма стоит подойти основательно и хорошенько всё продумать. Исходя из этого, я бы даже дал ёмкое определение происходящему:

Легкоходство – это осознанный туризм

Вам не нужно сразу выкидывать всё лишнее, нужно взять каждую вещь, которую вы брали или планируете брать, а что ещё важнее, – вам советуют брать, и хорошенько подумать, для чего всё это нужно.

Если вы дочитали до этого момента, — значит вам уже интересно, поэтому давайте начнём наш путь в легкоходную жизнь.

 

Как стать легкоходом — первый шаг

Начинать нужно с головы, так как первый этап освобождения от всего лишнего – философский. Ответьте себе на простой вопрос: «Зачем я иду в поход?». Если ответы похожи на эти:

  • выйти из зоны комфорта
  • проверить себя на прочность
  • покорить 7 восьмитысячников за одну неделю
  • устроить гулянку на природе и т.д.

То легкоходство однозначно не для вас! Если же ответ подразумевает то, что вы хотите увидеть природные достопримечательности, насладиться чистым воздухом, отдохнуть от городской жизни, пройти интересный маршрут и тому подобное, то вы на верном пути, идём дальше.

Первые килограммы лишнего веса уже можно выбросить из рюкзака: алкоголь, кальян, бумбокс, электронные и бумажные книги, 40 метров альпинистской верёвки, стол, стулья, любимую игрушку, игральные карты и т.д. и т.п. Думаю, логика понятна: на этом этапе отказываемся от того, что отвлекает нас от природы и целей нашего похода.

Вы правильно возмутились, если сделали это. Как можно пойти куда-то без книги, или без стульчика, если вы не можете без него расслабиться и хорошо отдохнуть после пеших прогулок. Вспоминаем про осознанный подход: если без какой-то вещи вы не можете обойтись, смело берите её, сэкономим на другом, но не забывайте о целях похода и о правильной расстановке приоритетов. А если вы действительно планируете проходить технически сложный перевал, то куда без верёвки-то??

Главная мысль: нужно чётко осознать, что на природу мы идём чтобы ею наслаждаться, зачем нести туда всё то, от чего мы так старательно бежим?

 

Шаг второй – снаряжение

Облегчение снаряжения – это самый большой и важный этап на пути к легкоходству. Вопрос снаряжения не чисто технический, мы часто будем возвращаться к философским размышлениям.

Основной вопрос к снаряжению легкохода вовсе не в весе, а в функциональности.

Только задумываясь о функциональности некоторых вещей, вы сможете снизить их вес. Возьмём для примера рюкзак – это один из самых тяжёлых предметов, который большинство туристов несут в поход. Функция рюкзака – хранение и перемещение вещей, — то есть, по сути, это всего лишь ёмкость для другого снаряжения. Если сшить рюкзак, думая только о функциях, которыми мы действительно пользуемся, то получится простой мешок. Его неудобно нести в руках (хотя Бабушка Гейтвуд несла на плече всю дорогу именно такой), поэтому к мешку прикрепим одну-две лямки, — вот и всё, что в действительности нужно.

Понятно, что такой подход весьма радикален и мы только начали путь в легкоходство, а значит всё остальное снаряжение будет требовать другой рюкзак с жёсткой спиной, прочной тканью и поясом, но главное сейчас — начать думать о том, какими функциями мы действительно пользуемся, а что ещё важнее — без каких сможем обойтись. Нет необходимости избавляться вообще от всего: на легкоходных рюкзаках можно увидеть и дополнительные карманы, и удобные поясные ремни, и даже жёсткие рамы. Если вы чем-то активно пользуетесь, оставьте это, только не забудьте подумать, как сделать элемент максимально лёгким и функциональным.

 

 

Сверхпрочная ткань рюкзака – это тоже деталь, без которой можно обойтись. Обычно стоит задача пройти из пункта А в пункт Б, но даже в случае со сверхдлинными тропами по 1000 километров, ткань рюкзака не должна выдерживать выстрел из ружья. Многие уже привыкли к Tatonka’м и Deuter’ам с неубиваемыми тканями, и действительно: эти рюкзаки переживут нас и достанутся детям, а потом и внукам. Только нужно понять, что всю эту прочность, рассчитанную на века, вы несёте на своих плечах каждый километр пути. Коэффициент полезного действия (веса в нашем случае) с увеличением веса ткани стремится к нулю.

Легкоходный рюкзак тоже сшит не из мусорного мешка (крайности редко хорошо заканчиваются в любом деле). Легкоходные рюкзаки сшиты из лёгких, но достаточно прочных материалов, грамотно сконструированы, усилены в тех местах, где это действительно необходимо. Вероятность порвать такой рюкзак несколько выше, но один из принципов легкоходства – быть готовым к этому, морально и физически.

Порванный рюкзак во время одиночной экспедиции во льдах Антарктиды – это действительно проблема. Ситуация с оторванной лямкой во время похода выходного дня – это временное неудобство и довольно-таки редкая случайность.

Для людей настроенных оптимистично даже испорченное снаряжение — это приключение, о котором он с удовольствием будет рассказывать друзьям. Оптимизм — это вообще главное качество любого легкохода. Легкоход думает о хорошем и готовится к лучшему, а если происходит что-то нежелательное, справляется своими силами.

Пример:

Вы собираетесь заночевать на вершине горы, если погода испортится вы прекрасно понимаете, что наверху ветер всегда сильнее и осадки интенсивнее, соответственно берёте самую стойкую палатку с толстой тканью, ветрозащитной юбкой и прочным каркасом. Не факт, что погода испортится, но вы готовитесь в первую очередь к плохому варианту. Легкоход же думает о хорошем, он возьмёт только лёгкий тент, рассчитывая на хорошую погоду, а если вдруг случится шторм, он просто не станет ночевать наверху, он спустится в зону леса и установит лагерь в более безопасном месте.

 

 

Конечно, перейти на ночёвки под тентом, вместо полноценной палатки, морально довольно-таки тяжело. В регионах с большим количеством гнуса трудно без внутренней палатки, а в холодное время года без дополнительной защиты — вообще опасно. Но мы снова возвращаемся к вопросу осознанности. Не нужно брать излишней защиты там, где она не нужна. Сверхпрочные материалы нужны там, где этого требуют конкретные условия похода, а не принцип «потолще да понадёжнее, чтоб на века». И, конечно, не стоит злоупотреблять размерами, дополнительными тамбурами, кучей дублирующих сеток и окошек, всё это в действительности неважно. Укрытие защищает от осадков и ветра, в некоторых случаях от назойливых насекомых, даёт вам выспаться или переждать непогоду и ничего более.

Чтобы уменьшить вес других вещей для сна, радикальных мер не требуется: речь идёт о спальнике и коврике. Самый лёгкий и в тоже время практичный коврик – это обычная пенка, известная у нас как ижевская. На самом деле такие коврики выпускают много фирм, и они бывают разных размеров, толщины и плотности, что позволяет подобрать нужную пенку, практически под каждый конкретный поход, при том что коврики стоят совсем недорого. Другой вопрос, что они занимают много места. Конечно их можно максимально обрезать под свои нужды, а некоторые фирмы выпускают чуть более компактные складные модели, но всё же, пенки отнимут немало места внутри или снаружи рюкзака. Самонадувающиеся коврики компактнее складываются, но весят в два три раза больше, и главной альтернативой в наше время стали надувные коврики со специальной конструкцией внутреннего пространства, которое не даёт воздуху свободно циркулировать внутри, а соответственно охлаждать вас снизу. Подробнее о ковриках лучше почитать в отдельной статье. А о радикальных мерах типа тонкого строительного изолона говорить пока совсем рано.

Для снижения веса спального мешка нужно грамотнее подобрать его под условия похода и не закладывать избыточную теплоизоляцию, а соответственно и вес. Здесь, конечно, придётся выбирать мешок из более качественных и дорогих материалов, которые легче, теплее и лучше поддаются компрессии. Есть два пути: первый – вложить основную часть бюджета на снаряжение в покупку спальника, потому что почти во всём остальном легкоходы смогут сэкономить по сравнению с традиционными туристами. Второй путь — сшить спальник самому, если есть возможность и наличие подходящих материалов. Тут можно пофантазировать, сшить точно под свои размеры, не делать традиционную конструкцию, а сшить так называемый квилт или вообще сделать его в полтела, ведь остальную часть может закрывать ваша многофункциональная куртка.

Для тех, кто ходит вдвоём, идеальным вариантом станет двухместный спальник, экономия веса в такой конструкции действительно ощутима

 

Вообще культура легкоходства во многом завязана на самоделках и мелкосерийных производствах. Люди шьют всё: от тёплых курток, до палаток и рюкзаков. Кто-то начинает шить на продажу, но всё равно сохраняет важную особенность – точную подгонку под необходимые размеры или условия конечного пользователя. Крупные производители хоть и пытаются выпускать вещи в стиле ультра лайт, не смогут массово выпустить товар, который подойдёт под параметры каждого легкохода, а ведь в этом и заключается максималистический подход к снижению веса снаряжения. Если спальник выпускается на 5 сантиметров длиннее, чем ваш рост, эти лишние 5 сантиметров вы будете носить всегда, тогда как самошив будет сидеть идеально. Но никто не отменяет того факта, что многие вещи из магазина могут подойти вам идеально, а одежда, например, выпускается в большом количестве размеров, и даже в серийном производстве сейчас много очень хороших вещей, максимально подходящих под нужды легкоходов.

А вот хитрые системы регулировок у рюкзаков – это чистой воды маркетинг, нам нарочито кричат о крутых системах подгонки каждой детали, намекая на то, что в итоге он будет сидеть идеально, но как только вы рюкзак настроили, вся эта система весит обузой на протяжении сотен, а то и тысяч километров. Дело в том, что производителю рюкзаков трудно выпустить одну модель, которая подойдёт всем и они делают десяток регулировок чтобы продать модель большему количеству потребителей, а подают это как преимущество. В действительности же нужна буквально пара регулировок, например на лямках, чтобы в зависимости от количества одежды, рюкзак сидел одинаково. В последние годы топовые фирмы об этом задумались и стали выпускать модели рюкзаков с разной размерной сеткой (в основном касается спины) и это хороший шаг на встречу легкоходам.

Когда я понял то, о чём написано в абзаце выше, пообещал себе никогда больше не покупать рюкзаки с большим количеством регулировок, чего и вам советую, просто постарайтесь померить побольше моделей без них и выбрать ту, которая лучше сядет.

яркие примеры лишнего веса за спиной

 

Доля правды на стороне производителей тяжёлых рюкзаков, конечно, есть, ведь кода общий вес снаряжения составляет 25 - 30 кг, система регулировки несильно изменит ситуацию, а сместить вес на другие части тела во время длительного ношения таких грузов иногда приятно. Но ведь мы говорим о легкоходах, — нам всё это точно не нужно.

Не нужны нам и топоры, тяжёлые котлы и костровые крючья. Гораздо эффективнее пользоваться компактными газовыми горелками или печкой щепочницей, о которых можно почитать здесь. Мы не только снижаем вес снаряжения, мы весьма серьёзно бережём энергию. Нам не надо искать дрова и привязывать место стоянки к их наличию, не надо тратить силы на разведение костра, мыть котлы или носить специальные мешки, чтобы не запачкать всё в саже. Возможно вам покажется незначительным и смешным, но даже запаха костра у вас не будет, а он иногда мешает, когда вы ищите приют или стопите транспорт.

На этом перейдём к следующему шагу, так как основные принципы подбора снаряжения мы уже рассмотрели, а в следующих статьях я ещё не раз вернусь к снаряжению, подробно рассмотрев каждый элемент и то, как его можно облегчить.

 

Шаг третий - подготовка к походу

Итак, теперь мы морально готовы избавляться от лишнего и примерно представляем, что лишнее повсюду. Остаётся собрать побольше информации о том куда, когда и зачем мы идём, чтобы ненароком не выбросить из рюкзака что-то полезное, но скорее всего наоборот, избавиться ещё от пары ненужных вещей.

Один из главных секретов хорошего облегчения рюкзака – это подготовка к конкретному походу, маршруту и темпу движения.

Начать можно с кухни. Стандартная ситуация, когда люди берут в поход по пакету каждой крупы, консервов с запасом и мешок конфет, а в итоге возвращаются домой с большим количеством неизрасходованной пищи. Легкоход-максималист не только просчитает каждый грамм еды, он ещё и учтёт калорийность, чтобы не сбиваться из своего темпа и получать достаточно энергии для движения. Нам же, начинающим легкоходам, достаточно продумать свой рацион исходя из количества приёмов пищи, а в походе точно придерживаться заданных лимитов.

Далее мы хорошенько изучаем регион, в который отправляемся, мониторим погодные условия, сводку за прошлые года и прогноз. Соответственно полученным данным подбираем основное снаряжение: толщину коврика, температурный режим спальника, количество тёплой одежды, стойкость дождевого комплекта и даже наличие купальника или лишней пары носок. Если у вас мало походного опыта, этот вопрос покажется вполне естественным, но даже у опытного туриста во время сборов раз за разом возникает одна и та же ситуация: он уже решил, что не возьмёт ничего лишнего, но начинает задавать себе вопросы: «а что если я замёрзну... нет надо взять второй свитер», «а что если кроссовки промокнут... пожалуй возьму резиновые сапоги, на всякий»… Всё это впихивается в последний момент и вместо лёгкого рюкзака у вас снова 30 килограмм сомнительного удовольствия.

 

 

Крайние сотни граммов можно выкинуть во время сбора рюкзака: из путеводителя вырываем только нужные страницы, карту обрезаем до района нашего похода, лишние упаковки от продуктов убираем сразу и т.д. Но главное, укладывая очередную вещь в рюкзак, ещё раз спрашиваем себя, нужна ли она в походе, смогу ли я без неё обойтись и не дублирует ли она функции другой вещи. Последний вопрос тоже важен: иногда один и тот же предмет можно использовать в разных ситуациях. Яркий пример — трекинговая палка: во время движения она для вас верная опора, а при постановке лагеря может стать каркасом для укрытия. Если говорить о продвинутых легкоходах, то у них фантазия работает ещё глубже: рюкзак используется вместо половины коврика как подстилка, накидка от дождя служит укрытием, тёплая куртка превращается в спальник, а сколько применений у обычной хобы вообще трудно описать.

Опять же весь процесс подготовки легкохода наполнен оптимизмом, мы верим в то, что ничего не порвётся, мы верим в то, что хороший прогноз сбудется, мы верим в то, что еды хватит. Но не стоит путать здоровый оптимизм с бездумным пофигизмом. Брать спальник на +5 градусов, одну флиску и дождевик для ночёвки в октябре на Урале – это не оптимизм, это попытка покончить с собой. Нужно уяснить, что легкоход всегда имеет второй шанс, может быстро вернуться в цивилизацию при необходимости или изменить тактику похода или ночёвок. И для того, чтобы это понимать вам потребуются некоторые знания и опыт.

 

Шаг четвёртый — опыт и тренировки

Очень трудно в одночасье стать легкоходом. Процесс облегчения может занять много времени, ко всему приходишь постепенно, причём зачастую процесс нарастает как снежный ком: вы приобрели компактный спальник и перешли на лёгкую палатку поняли, что рюкзак нужен поменьше, общий вес серьёзно убавился и тяжёлые ботинки стали не нужны и так далее.

 

логотип сайта легкоход.com

Каждый новый поход, путешествие или даже прогулка даёт новый опыт, задача легкохода отслеживать эту информацию, а в идеале записывать. Допустим вам было жарко в спальнике, — запоминаете внешние факторы, температуру, влажность, время года, регион, — и уже в следующий раз при таких же условиях берёте более лёгкий мешок. Это относится ко всему снаряжению и ещё очень важно обращать внимание на то, какими вещами вы пользуетесь, а какие раз за разом берёте «на всякий».

Помимо опыта пригодятся и знания. Например, нужно хорошо изучить карту местности и знать, где укрыться в случае плохой погоды или знать короткие пути возвращения, если что-то пошло не так. Благодаря информации о маршруте движения на сверхдлинных тропах, вы сможете заранее продумать, где пополнять продукты, а куда-то ещё до старта забросить часть снаряжения.

Допустим вы спланировали маршрут так, что по большей части идёте простыми тропами, но один перевал всё же предстоит пройти. Можно ещё до начала похода оставить верёвку, ледоруб и другое специально снаряжение перед перевалом, а после прохождения скинуть всё это в приюте, домике лесничего или просто спрятать у какой-нибудь дороги. Так будет гораздо легче, чем нести тяжёлое снаряжение на протяжении всего маршрута.

Тренировки тоже помогут немного снизить вес снаряжения. Если часто ходить в низких кроссовках по сложному рельефу, голеностоп становится сильнее и даже с тяжёлым рюкзаком вероятность вывиха снижается, а значит тяжёлые трекинговые ботинки можно заменить на лёгкие беговые кроссовки. К лямкам рюкзака со временем тоже привыкаешь и можно использовать более лёгкие и тонкие варианты, а это снова снижает общий вес и повышает комфорт путешествий.

Здесь вы можете меня остановить и сказать, к чёрту опыт и тренировки, ты же сам рассказал о Бабушке Гейтвуд, а она сходу избавилась от всего лишнего, значит можно и так! Можно, но ещё раз предупрежу, что не нужно. Во-первых, её пример — это скорее исключение и счастливое стечение обстоятельств, во-вторых, оно шла по организованной национальной тропе, с указателями и другой инфраструктурой, которая хоть и не в полном объёме, но уже существовала. В нашей стране с такими тропами пока большая проблема (большая и не единственная, — в одной из следующих статей я подробнее напишу о главных проблемах развития легкоходства), а пока давайте рассмотрим главные положительные стороны этого направления

 

Плюсы легкоходства

Меньший риск травм и выше безопасность

Чем больший вес вы несёте, тем выше вероятность потерять равновесие на камнях, подвернуть голеностоп и повредить спину. Когда лишнего снаряжения нет и вес рюкзака минимален, вы тратите намного меньше времени на сборы и передвижение, что очень важно в случае чрезвычайной ситуации . Много красивого снаряжения привлекает больше внимания недоброжелательно настроенных людей.

Можно преодолевать большее расстояние

Благодаря лёгкому рюкзаку ваши маршруты станут совершенно другими: там, где вы шли несколько дней, сможете прогуляться за один. Даже за пару выходных вы сможете увидеть гораздо больше интересных мест.

Проще в общественном транспорте

Компактные размеры рюкзака в транспорте – это очень удобно, а иногда и денежно выгодно. Проще проехать автостопом, легче найти место на полках в автобусах, поездах и самолётах.

Экономия

В конечном итоге снаряжение легкохода стоит дешевле, чем у традиционного туриста, но нужно понимать, чтобы прийти к оптимальному набору, придётся пройти через ряд ошибок и неудачных покупок, поэтому экономия становится заметной уже в самих путешествиях. Так как вам нужно меньше ночёвок, вы сэкономите на гостиницах или продуктах, в целом для движения с лёгким рюкзаком нужно меньше энергии, соответственно и пищи. Реже придётся переплачивать за багаж в транспорте и камерах хранения.

Экология

Легкоход не оставляет после себя никакого мусора, ведь если он взял что-то, что можно просто так выбросить — он неправильный легкоход. Мы избавляемся от всех упаковок до похода. А ещё, среди легкоходов принято носить с собой специальный туалетный совочек, поэтому обязательно прочитайте статью про эту полезную вещицу. Легкоходы гораздо реже разводят костры, пользуются горелками, а радикалы вовсе обходятся без горячей пищи.

Меньше снаряжения - больше снаряжения

Когда вес вашего рюкзака станет совсем приятным, вы сможете снова нагрузить себя чем-нибудь интересным, например взять профессиональную зеркальную камеру и сделать качественную фотосъёмку отдалённых мест. Ещё интереснее начать комбинировать маршруты, ведь легкоходство – это не только пеший туризм и об этом стоит рассказать подробнее.

 

Легкоходство - не только пешка

  • Велопутешествия. Легкоходов из мира велосипедов называют байкпакерами, по названию известного американского сайта bikepacking.com. Здесь тоже большой простор для облегчения, главное отличие в том, что снаряжение раскидывается по велосипеду, и задача байкпакеров сделать это грамотно, не так как привыкли видеть классический велотуризм с огромными велоштанами по всему велосипеду.

 

 
  • Сплавы. Легкоходные сплавы — большая тема, достойная отдельного внимания. И здесь есть своё название – Пакрафтинг. Пакрафт – это лёгкая надувная лодка из современных материалов с продуманной конструкцией. Такую лодку можно легко положить в рюкзак к остальному снаряжению и совместить любой другой вид туризма со сплавом.

 

 

  • Альпинизм. Восхождения в стиле Fast and Light (быстро и легко) очень популярны в Европе. Маршруты, которые совсем недавно штурмовали неделями с передвижением базовых лагерей, сейчас проходят за считанные часы, устанавливая новые рекорды. Этот вид легкоходства, в отличии от всего, о чем говорилось выше, доступен только профессионалам, и чтобы им стать потребуются большие усилия, тренировки и много опыта.

 

 

Итог

Попробовав однажды облегчить свою ношу, сделав несколько шагов в сторону свободы перемещений, вы наверняка откроете для себя что-то новое, — а это уже достойно внимания, именно поэтому я рекомендую легкоходство.

Легкоходство на самом деле не что-то революционно новое, это скорее естественный процесс того, как человек осознанно подходит к своим действиям. Нет ничего плохого в том, что кому-то нравится нагружать себя кучей приятных мелочей, если этот выбор осознанный, а не навязанный стереотипами, обществом и маркетологами.

Мой главный посыл в том, что на природе приятно наслаждаться чистым воздухом, лесными тропами, видами на горы, движением через всю эту красоту. Снаряжение же призвано нам помогать, а не тянуть к земле своим весом.

Будьте лёгкими на подъём и свободными в мыслях. Лёгких вам походов, прогулок и путешествий, до новых встреч!

 

Ссылки по теме

  • legkohod.com — хороший сайт с большим количеством легкоходной информации созданный Ричардом Делонгом на русском языке
  • vk.com/lightpacker_ru — группа вконтакте, в которой собралось множество единомышленников и производителей легкоходного снаряжения. Организаторы группы проводят ежегодный слёт легкоходов
  • bikepacking.com — крутой сайт про байкпакеров со всего мира, на английском языке
  • tourunite.ru — серия сверхдлинных заездов с самообеспечением. Отличный российский проект для байкпакеров.

 

    Комментарии

    1. user Рушат 06 марта 2019, 18:21 +2
      Очень полезная статья)! Давно хочу попробовать легкоходный вариант походов. Спасибо!
      1. user Роберт Валеев 09 марта 2019, 12:25 +1
        Рад что понравилось, большое спасибо за отзыв
      2. user Дмитрий 07 июля 2019, 21:42 -4
        Дочитал до середины. Очень много воды. Текст, как каша, размазан по стенкам. Нужно делать много усилий, чтобы добраться до смысла слов.
        1. user gerold 08 июля 2019, 15:09 +1
          Информация без усилий на телеканале ТНТ, здесь всё по делу, с автором во многом согласен.
        2. user Матвей 26 сентября 2020, 09:34 0
          Здравствуйте.
          Философия и смысл легкоходства описаны идеально!
          Думаю, что новичкам статья будет полезна.
          Принципиально не согласен с двумя моментами.
          Снаряжение легкохода НЕ стоит дешевле, правда это если покупать у именитых зарубежных производителей.
          Если шить всё самостоятельно, то может быть.
          И на счёт мусора. Конечно турист не должен вообще оставлять мусор на природе.
          Но общее количество пластиковых отходов, которые в конечном счёте попадут на свалку у легкохода БОЛЬШЕ. Сублимированная и быстрорастворимая еда даёт очень большое количество отходов!
          Особого негодования заслуживают, конечно же пластиковые нетканые салфетки, которыми туристы вытирают свои попы!
          Этой дрянью уже все леса и горы засыпаны!!!
          Спасибо за внимание!
          Удачных и интересных походов, налегке!
          1. user Лонгин 10 ноября 2020, 20:33 0
            Если правильно применить мозги, легкоходство дешевле.
            1. Рюкзак. В распродаже в супермаркете обнаружил «детский» рюкзак из того самого тайвекса(?) рипстоп объемом ~25 литров, вес 130 граммов. Стоимость 1.69€.
            2. Спальный мешок. Самая проблемная часть. Там же… +15° вес 900 гр. Стоимость 7.99€.
            3. Коврик. В раздумьях на aliexpress 12$ «гармошка в пупырках» 300 гр.
            4. Котелок. 1 литровая банка из под пива
            5. Миски. Супермаркете распродажа. ПЭТ. 0.8 литров. Вес 30 гр. Стоимость 0.69€
            Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

            Читайте также