Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль

Восхождение на Большой Иремель через Байсакалово

Мысль взойти (именно взойти, а не покорить) на г. Большой Иремель была у нас с друзьями уже достаточно давно. Этим июлем подгадали всё так, что оказались в отпусках, и даже пересеклись все вместе на одну неделю. Изучив вопрос в теории, а также посоветовавшись с родственниками в Учалах, пришли к выводу, что вариант восхождения через Тюлюк – это не для нас. По отзывам прошедших, этот вариант уже стал массовым, очень многолюдным, а тропа превратилась в «проспект». Мы пойдем другим путем, более сложным, экстремальным и красивым – через деревню Байсакалово в Учалинском районе.

День 1. Уфа – Учалы (около 375 км) Первая часть пути на автомобиле из Уфы до Учалов не представляет особой сложности. Есть два варианта: через Белорецк и через Миасс по трассе М-5. Второй вариант отбросили сразу: он длиннее километров на двадцать, к тому же там очень большой трафик грузового транспорта, постоянный ремонт дороги и случаются аварии с перекрытием трассы. Путь от Уфы до Учалов занял ровно 4 часа по времени. Асфальт до Белорецка практически везде новый, в одном месте был ремонт моста – там потеряли не больше пяти минут. Грузовой трафик существенно ниже, чем на М-5, практически отсутствует. От Белорецка до Учалов дорога уже и похуже, но вполне терпимая, машин практически не было. В 17:30 заехали в Учалы.



Учалы – Кирябинское – Новохусаиново – Байсакалово (около 70 км) После перегрузки вещей и ужина в 18:50 тронулись в сторону д. Байсакалово уже на подготовленном транспорте – УАЗ «Буханка».



Здесь следует сделать небольшое отступление, чтобы развеять некоторые иллюзии. Доехать до д. Байсакалово на своем транспорте и без сопровождающего вы скорее всего не сможете!!! Запомните это и не подвергайте себя и своих близких неоправданному риску если у вас нет специальной подготовки. Первая часть пути до д. Кирябинское была пройдена более-менее бодро, здесь асфальт и шоссейная дорога с твердым покрытием – проедет любой седан. После Кирябинского дорога разбита лесовозами. Здесь пришлось задержаться почти на один час из-за сломанного лесовоза, объехать который не представлялось никакой возможности. Подъезды к деревне Новохусаиново (в народе именуемой Ихсан) очень сильно разбиты.



Скорость передвижения резко упала и до Новохусаиново, где находится КПП Природного парка Иремель доехали только в 21:20.



Далее дорога превращается просто в кошмар со сплошными косогорами, болотистыми низинами и экстремальным офроудом. Неказистая на первый взгляд «буханка» продемонстрировала нам все свои возможности, а вещи равномерно распределились по салону. Благодаря нашему профессиональному водителю, по совместительству гиду, Артуру мы даже ни разу нигде не застряли. До места назначения добрались в 22:50 после форсирования реки Белая. Итого на весь путь, продолжительностью около 70 км ушло 4 часа. Здесь нас уже ждет гостеприимный бревенчатый дом. Электричество от автомобильного аккумулятора, небольшая кухня со всем необходимым набором посуды и газовым баллоном, полное отсутствие любого вида связи и тишина…



Запасайтесь портативными зарядками для гаджетов (я использовал аккумулятор от пуско-зарядного устройства) и светодиоными фонарями и светильниками – все это будет весьма полезно. Вода в канистрах привозная из реки Белая, находящейся неподалеку. Отбой! Деревня Байсакалово находится у подножья хребта Аваляк. Постоянного населения нет. Несколько бревенчатых домов, которые используются в качестве баз для заброски туристов на Иремель. Мы воспользовались горным приютом «Хумай» — вся информация есть в ВК. По проживанию и гидам нужно договариваться сразу. Приехать сюда (если у вас это вдруг получится каким-то чудом) и найти ночлег – не вариант. Это не Тюлюк, здесь нет ни баз, ни гостиниц, ни магазинов. Ничего!

День 2. Байсакалово – Б. Иремель – Байсакалово. Подъем в 6:00 утра. Уже светло.



Одеваемся, умываемся, завтракаем, прослушиваем инструктаж от сопровождающего гида. Критически осматриваем свой рюкзак. С собой берем только самое необходимое на однодневный переход: сменную обувь, из еды – легкий перекус, 1-1.5л питьевой воды, дождевик, теплую толстовку (это для летнего похода – погода тут весьма переменчивая). Первая часть пути проходит по болотистой местности, поэтому обязательно нужны резиновые сапоги, можно невысокие. Далее можно будет переодеться в походные кроссовки, а сапоги оставить где-нибудь в пакете, хотя, как выяснилось дальше, это оказалась не самая хорошая идея. Выдвигаемся с базы в 7:30. Начало маршрута – пересечение реки Белая.



Рядом с деревней оборудовано подобие моста (два поваленных бревна), далее выходим на стартовую поляну и внимательно слушаем нашего гида Гузель, которая по ходу всего маршрута просвещала нас в историю эпоса «Урал-Батыр» с географической привязкой к нашему маршруту.



Подъем на хребет Аваляк – не очень длинная, но самая тяжелая часть маршрута, гиды сразу об этом предупреждают, здесь некоторые из туристов отказываются от дальнейшего восхождения. Местность достаточно болотистая, комары шустрые, подъем крутой.



Идем молча, держим темп, следим за дыханием.



Первая остановка в 9:20 — вершина хребта Аваляк. Подъем от старта – около 500м. Расстояние около 8 км. Здесь можно перекусить, обустроена беседка и скамеечки.



Очень живописная груда камней возле которой можно сделать красивые фото.



Если залезть на скалы, находящиеся тут же, то увидите «открыточный» вид на гору Большой Иремель.



А заодно оцените, сколько вам еще до него топать. Координаты места – 54.516205; 58.929688. Далее дорога идет легче – плавный спуск в сторону Тыгынских болот, которые мы обойдем с правой стороны. Через пару километров от хребта Аваляк в 10:00 доходим до очередной обустроенной стоянки, названной «Колыбель любви».



Здесь же пересекаемся с маршрутом, который идет напрямую из Новохусаиново через исток реки Белая. В принципе ничего примечательного. Есть деревянное панно с изображением Урал батыра, его возлюбленной Хумай кош и крылатого коня Акбузата. Также можно пополнить запасы воды в родниках вокруг стоянки. Координаты места – 54.525652; 58.927998. По поводу воды. Старайтесь пополнять запас при любом удобном случае, так как по ходу движения из 12-ти родников, не пересохшими оказались всего 3-4.



После «Колыбели любви» двигаемся по тропинке вниз по лесу. Виды достаточно живописные, местами немного болотистые.



Трасса промаркирована голубой краской.



 



Далее выходим к началу курумника – каменной реки. Время – 11:50.

Зрелище действительно впечатляющее. Огромные глыбы зажатые в узком русле хвойным лесом. Пройти мимо и не сделать пару кадров невозможно. Нужно быть очень аккуратным и не скакать по ним как лань, особенно если вы не застрахованы от травм и увечий. От курумника начинается подъем на седловину между вершинами Большого и Малого Иремеля и вскоре в 12:30 выходим на перекресток с одной из трасс, идущих от Тюлюка.



На перекрестке мы переобулись в более легкую обувь, сложили резиновые сапоги в мешки и оставили их тут же в надежде на порядочность туристов… Далее движемся по трассе с красной маркировкой (Тюлюк) – обходим вершину Большого Иремеля с правой стороны.



Отсюда же в принципе можно выйти на Малый Иремель, но со слов нашего сопровождающего, посещение данной горы запрещено. Народ естественно ходит и туда нелегально, но в гораздо меньшем количестве.



В 13:15 окончательно выходим из леса и топаем к подножью вершины.



Ориентируемся на маркировку и красные флажки. Дорога очень живописная.



Альпийские луга утопают в цветах, стелется можжевельник… красота одним словом, особенно если повезет с погодой, как в нашем случае. Через полчаса уже у подножья Большого Иремеля. Предстоит последний рывок на вершину. Сюда же выходит еще одна трасса из Тюлюка – самая многолюдная. Народу у подножья – не меньше чем на сабантуе районного масштаба.



Садимся, ложимся, отдыхаем перед подъемом, проходим очередной инструктаж, как залезть по камням на самый верх и вернуться назад одним куском. После активного карабканья по каменным глыбам, ориентируясь на флажки, доходим до вершины и ловим кучу эмоций от открывающихся видов.



Если конечно вам повезло, и какое-нибудь облачко не накрыло вершину. Верхняя точка помечена флагом – промахнуться тяжело.



Делаем памятные фото, пытаемся держаться крепко, чтобы ветром не сдуло в Белорецкий район, любуемся различными шаманами, колдунами и другими странными личностями, в изобилии водящимися тут. Время 14:10, от старта прошли 19 км. В 15:00 начинаем спуск, дальше все в обратном порядке.



В 19:40 – через 12 часов после старта – возвращаемся на базу. Да, кстати, будете прятать сапоги – прячьте получше, наши сапоги забрал экологический десант, который вычистил всю поляну от мусора, вместе с нашими вещами. Дело это конечно нужное и правильное, но новые удобные сапоги все равно очень жалко. А в кроссовках, хоть и в водоотталкивающих, шлепать по болотам уже не так приятно. Итоги дня – 38 километров пешком, подъем более 1000 метров. Куча сожженных калорий, телефон, набитый красивыми фотографиями, один израсходованный баллончик репеллента на группу из 8 человек, немного мозолей на ногах и приятная усталость. Вечером на базе организована банька, которая очень кстати после долгой нагрузки на ноги. И горячий ужин. Воду в баню набираем очень просто — заезжаем на уазике в реку и черпаем воду во фляги)



День 3. Байсакалово – Учалы – Уфа. Высыпаемся. Завтракаем.



Далее 3 часа сумасшедшего аттракциона «Собери свое тело в кучу в Буханке» и мы в Учалах. Дальше вы знаете… Если есть какие-то вопросы – обращайтесь, постараюсь ответить, координаты организаторов тоже дам без проблем. Все детали можно уточнить у них.
Поделиться заметкой

Комментарии

  1. user Владимир 22 марта 2018, 16:05 0
    Здравствуйте!
    в Новохусаиново надо получать у егерей нац.парка разрешение на проезд на авто до Байсакалово?
    1. user Гордейко Анна 23 января 2020, 23:09 0
      Были с группой в конце сентября 2017 года. Артур был нашим гидом) всю дорогу до Байсакалово рассказывал нам историю этого края, пока мы весело подпрыгивали вместе с «Буханкой»)) Выход получился красивым — золотой, багряный лес припорошенный снегом. Ну а Иремель был весь в белом)
      Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

      Новые комментарии

      Новые темы

      11 сентября 2023
      11 сентября 2023