Статьи

Карта

Профиль
Юбилей под скалой Мамбет

Пожалуй, самое главное, что я люблю в своём дне рождении, - это дата "23 августа". Во-первых, это время, когда уже поспевают фрукты и арбузы; во-вторых, это отличный шанс проводить лето; и в-третьих, это шикарное время для любых путешествий, пусть даже небольших. Вот и в этот раз я не упустил возможности отправиться вне зоны доступа сотовой связи. Нет, я очень ценю все поздравления и звонки по телефону, но этот день мне всегда хочется проводить на свежем воздухе, а самый свежий он там, где связи нет (ну или это мне так кажется).

В общем, свой двадцатипятилетний юбилей я решил встретить вдвоём с Анютой в каком-нибудь уютном уголке Уральских гор. Немного подумав, в голове всплыла замечательная стоянка недалеко от скалы Мамбет на реке Зилим. В детстве мы сплавлялись по этой реке, а на той стоянке проводили днёвку, и почему-то среди множества других мест, где мы ставили лагерь, именно это мне въелось в память яркими воспоминаниями. На сплав в этот раз, к сожалению, времени не было, а вот прогуляться туда пешком показалось отличной идеей. Решено, прыгаем в машину, которая после автопоездки на Кавказ кажется уже совсем родной, и двигаемся в сторону посёлка Толпарово, а по пути заезжаем на источники в Красноусольск.

В отличие от Анюты в Красноусольске я уже бывал, поэтому у неё было больше эмоций. В целом приятное впечатление от нашего Башкирского курорта, тем более что день просто шикарный: яркое летнее солнце, все купаются и отдыхают. Народу, правда, очень много и мы не стали нырять в источники, просто прогулялись немного вокруг и двинули дальше.

А дальше наша старая карта рассказывала нам, что из Красноусольского курорта можно, не возвращаясь к перекрёстку, проехать по хорошей дороге в сторону Толпарово, но она нам немного соврала. Гравийная дорога заканчивается в ближайшей деревушке, а после идёт только не шибко накатанная полевая  дорога. А что, полевая не полевая, главное дорога! Направление верное, да и местный житель говорит, что проехать можно. Скорее из любопытства едем по полям, встречаем пару грязных участков и брод, с которыми наше шикарное авто справляется без проблем. Дальше много километров живописной гравийной дороги, мост через Зилим и мы на месте – деревня Толпарово. Машину оставляем на местной туристической базе “Артыш” за одну ночь взяли около 150 рублей. Дальше пойдём пешком.

Недалеко от деревни первый брод через Зилим вместе с нами форсируют сразу несколько внедорожников, возвращаясь из местного магазина. Я, конечно знал, что к скале давным-давно проезжают на автомобилях, но такого трафика мы не ожидали. Туда-обратно курсируют как местные жители на советских УАЗах, так и куча приезжих на разных внедорожниках. Похоже, что пешком идём только мы. Хотя, как ни странно, это нас совсем не расстраивает, к тому же через некоторое время голубое небо сменяется массивными облаками и начинается шикарный летний дождь, очень тёплый и совершенно безветренный. Машин становится заметно меньше и нам удаётся насладиться окружающей природой на все сто пятьдесят процентов: летний дождь, река, рюкзак за спиной и прогулка в горной долине с любимым человеком.

После около пятнадцатикилометровой прогулки по реке перед нами предстаёт во всей красе та самая скала Мамбет. Огромная стена действительно впечатляет, её по праву называют самой высокой вертикальной скалой в Башкирии и не только. В интернете идут споры о точной её высоте: максимальные значения доходят до 200 метров. Прямо напротив скалы широкий и длинный каменный пляж, на котором останавливается основная масса отдыхающих. Мы же, как обычно, ищем уголок более уединённый и уж очень хочется вновь увидеть ту самую стоянку.  Проходим ещё один брод и попадаем в место из моих воспоминаний, а что самое приятное - просторная стоянка полностью свободна и ухожена. Мусора совсем нет, вырублены удобные скамейки и столик, хорошее костровище и прекрасный вид. Быстро организуем маленький ресторан для юбилейного вечера имени меня. Анюта как всегда удивляет тем, что незаметно принесла с собой бутылочку отличного сухого красного,- теперь точно как в ресторане, очередной день рожденья удался!

На Мамбет планировали забраться в первый же день, но, как это часто бывает, передумали, оставив мини-восхождение на завтра. Хотя и на следующий день планы поменялись: на Мамбете я уже был, а вот на интересную скалу выше по течению под названьем Кузьганак ещё не взбирался. Поэтому, встав пораньше, проходим ещё пару бродов в поисках тропы к другой скале. Пара попыток забраться на гребень с разных сторон не приводят нас на вершину; на третий же раз приходим к распадку, в котором висит добротная верёвка, ведущая по небольшому разлому вверх. Выглядит надёжно, особых сложностей не видно, пробую подняться, - всё в порядке, верёвка крепко привязана к дереву,- а ближе к верху появляется вторая. Анюта следом также без особых проблем справляется с препятствием.

Небольшое отступление. У нас небольшой опыт работы с верёвками, но он всё же есть. Если у вас нет твёрдой уверенности в том, что вы справитесь, ни в коем случае не стоит лезть даже по таким простым  скалам без специального снаряжения и без присмотра более опытных товарищей. Падение даже с метровой высоты на острые камни очень опасно!

Дальше подъём уже не требует помощи верёвок и вскоре нам открывается тот самый легендарный вид со скалы Кузьганак. Дело в том, что сама по себе скала очень тонкая, а река, делая небольшую петлю, течёт по обе её стороны, и, если забраться наверх, то эту картину, нарисованную природой, видно целиком. На самом деле самая высокая точка скалы находилась на другом выступе, но пути туда без снаряжения мы не нашли. Спустились тоже без проблем, только времени ушло на всю прогулку чуть больше, чем ожидали, а к вечеру меня уже ждут друзья на даче, поэтому на Мамбет Анюте предстоит подняться уже в другой раз.

Пообедав на нашей шикарной стоянке, отправились в обратный путь. Снова постоянно мочим ноги в Зилиме, переходя с берега на берег, и уже по традиции за нами увязывается красавец пёс, который также  переплывает реку вслед за нами. Пройдя пешком большую часть пути, не смогли пройти мимо компании людей, также приехавших отдыхать на реку. Уж очень добродушно они зазывали нас на чай, а в итоге накормив нас супом и вкусным пирогом, предложили проехать оставшиеся пару километров на их УАЗе, так как они и сами собирались в обратный путь. Интересную беседу продолжили в кузове внедорожника, который прилично  потряхивало на ухабах и бродах. Попрощались в Толпарово и уже на своём авто продолжили дорогу домой.

На полпути к дому схватили ещё одно приключение. Мой железный друг сначала начал издавать пугающие звуки, а затем и вовсе коробка передач приказала долго жить. Видимо перехвалил, хотя и дальше буду хвалить, ведь хорошо, что это произошло в паре десятков километров от Уфы. Мы ведь совсем недавно проделали путь в шесть тысяч километров, в которых не было ни одной поломки. Друзья, уже отчаявшись дождаться меня на мой же день рожденья, успели сказать праздничный тост, поэтому сразу позвонил отцу. Он, конечно же, с удовольствием откликнулся и к одиннадцати часам вечера мы докатили-таки до Уфы. Оставили машину в сервисе и, пересев на Анютину, приехали к уже засыпающим друзьям на свой юбилей.

Ещё одни интересные выходные, ещё одно маленькое путешествие, ещё один счастливый день рожденья…

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами