Статьи

Карта

Профиль
Летний сплав по Большому Инзеру

Инзер — с детства любимая река, с неё я начинал свои туристические свершения, первые ночёвки с палаткой, первые походы организованные для друзей, первый брод, первый категорийный порог и ещё много чего первого было у меня с этой рекой. Даже в небольшом опросе для интернет газеты не задумываясь сказал, что моё любимое место в Башкирии — это Инзер, причём на всём его протяжении, однако, тогда я немного лукавил, ведь до этого лета я ещё ни разу не был на участке Большого Инзера от Карталов до села Инзер. Планировал постоянно, а реализовал только в этом году за пять дней, сплавившись здесь вместе с нашими друзьями - Андреем и Юлей.

Состав участников в последнее время привычный и приятный. Вчетвером всё как-то проще: ещё не толпа, для которой нужно больше вещей, а главное - времени на любые действия; но уже и не полная тишина одиночного похода.

Вечером пятницы закупаем продукты и ложимся спать до рассвета, чтобы не ехать в темноте. Заброску решили делать на своих машинах, Юля и Андрей плывут на каяках, что немного усложняет заброску, зато как круто им будет потом на воде. Мы же с Анютой поплывём на надувной лодке из ПВХ, - компактно и в целом вполне комфортно, но, конечно же, нет такой скорости как на каяках, а что самое главное, - выглядят каяки намного круче со стороны. Соответственно на большинстве хороших фотографий наши друзья.

Рано утром выдвигаемся к Инзеру. Трасса Уфа — Белорецк уже совсем родная, проезжаем незаметно, сворачиваем перед мостом через Большой Инзер на деревню Карталинская Запань. Тут же недалеко от дороги выгружаем вещи, Юля с Анютой готовят завтрак и потихоньку упаковываются для сплава, а мы с Андреем едем назад в Инзер. Возле гостиницы Урал паркуем машины на платную охраняемую стоянку, -цена сто рублей в сутки, - так спокойнее. Оставив машины выходим на трассу, чтобы поймать попутку обратно к месту начала сплава: буквально через пять минут остановливается молодой человек и лихо мчит нас к месту назначения. Что интересно, денег не взял, несмотря на наши настойчивые уговоры. Огромное ему спасибо: не за сэкономленные деньги, а за приятные эмоции от доброго поступка совершенно незнакомого человека.

Всё, заброска прошла успешно, вещи упакованы, отчаливаем! С этого момента наступает приятное облегчение, впереди чуть больше сотни километров по реке, и всё что нам остаётся — это наслаждаться её красотами. На сегодня план совсем простой, - проплыть первую и фактически единственную деревушку на нашем пути и найти хорошее место для ночёвки.

Дело было в конце июня и нам, честно говоря, повезло, ведь воды в реке достаточно много. К лету эти места прилично пересыхают и пройти их на лодке удаётся не всегда. Мы же на протяжении всего сплава практически не вылезали из своих плавсредств, разве что в моменты когда отвлекались и налетали на большие камни или выбирали слишком мелкие протоки, когда река делилась на несколько частей.

Перед остатками старого автомобильного моста словили порцию адреналина, длинные каяки скоростные, но не настолько манёвренные. Сильная струя резко входит в поворот, а за ним устремляется под берег с которого упали несколько деревьев, мы на лодке первыми проскакиваем и видим что Юлю несёт прямо в ветки, благо она успела среагировать и зацепилась руками за первое дерево, но выйти самостоятельно уже не было возможности; отпусти она руки, - тут же затащит мощным потоком воды под груду веток. Мы с Андреем выскочив из лодок, попытались дотянуться до Юлиного каяка, но место глубокое и струя слишком быстрая. В машине и на сплавах у меня всегда с собой кусок хорошей верёвки, и здесь она снова пригождается, Андрей привязывает к одному концу карабин и бросает Юле, с третьей попытки докидываем, она цепляет карабин за ручку на корме и мы аккуратно вытаскиваем её на спокойную воду. Фух, встряска хорошая, дальше будем внимательнее, - хоть река и мелкая, но встречаются такие неприятные местечки.

Буквально через пару поворотов находим отличное место для стоянки: ровная площадка, красивые сосны и небольшой пляж. Не спеша ставим палатки, переплавляем с другого берега хорошие дрова, разливаем по кружкам немного красного вина чтобы отметить начало сплава. Единственное что смущало — это большое количество мошек, которые успели прилично нас покусать, пока мы не переоделись в сухую одежду. Давно не встречал в Башкирии так много мошек, интересно, но комаров практически не было. Ну ладно, думали мы, наверное стоянка такая…

Но после захода солнца, как обычно это бывает, большинство кровососущих пропадает, поэтому наслаждаемся тёплой летней ночью. Ещё с вечера Андрей не поленился и пошёл рыбачить, в итоге мелких хариусов и окуней он отпустил, но одну небольшую щуку оставил. Зубастую запекли в фольге, получилось отличное дополнение к и без того вкусному ужину.

Следующий день почти полностью проводим на воде, чтобы уложиться в пять дней. Если бы мы все были на каяках, то наверное ушло бы гораздо меньше времени, но лодка идёт значительно медленнее. На тягунах ребята делают пару взмахов веслом, закидывают ноги на борта и спокойно фотографируют природу в ожидании нас, я же в эти моменты без перерыва гребу, чтобы поддерживать хоть какую-то постоянную скорость. Снова и снова думаю о пакрафтах (небольшие надувные лодки с хорошими ходовыми характеристиками), на следующий сезон надо уже решить этот вопрос.

Каждый раз выходя на берег передохнуть и размяться, обращаем внимание на мошкару, оказывается она повсюду, видимо мы попали в самый благоприятный для неё период, однако, на воде её почти не заметно, поэтому постоянно хочется плыть дальше.

Вторую ночь проводим на большой песчаной косе. Хорошая открытая стоянка, кровопийц немного сдувает, а после того как переоденешься становится совсем хорошо. Прямо напротив стоянки бежит красивый ручеёк с ледяной чистейшей водой, набираем её там, хотя я по старой привычке и так весь день пью воду, зачерпывая её кружкой прямо из Инзера. К вечеру я наконец-то тоже достал спиннинг, буквально со второго заброса щука откусывает блесну, ладно, ставлю поводок кидаю туда же — есть! Не уверен, она ли украла мою приманку, но виноватой делаем её, снова дополнив ужин запечённой в фольге рыбкой.

На третий день, наконец-то появляются большие скалы. К моему удивлению, до этого река петляла между большими полянами и невысокими холмами, изредка врезаясь в скальные уступы. Всё-таки ниже скалы встречаются гораздо чаще. Изрядно насидевшись уже хочется хорошенько размяться и забраться на гору, поэтому ставим цель заночевать поближе к какой-нибудь красивой скале. Вижу скалу, стоянку не вижу проплываю мимо, но Андрей разглядел небольшой пляжик и тропинку уходящую в лес. Немного возвращаемся пешком вверх по течению и действительно видим неплохую стояночку. Наши друзья ставят палатку прямо на камнях, я же располагаю свою квартирку выше, на самой стоянке.

Скала высокая, прямо напротив, пытаемся разглядеть путь наверх, но с нашего берега ничего не видно. Предполагаем, что подняться можно по распадку справа, решаем сделать это завтра по утру, всё-таки уже темнеет, да и устали немного, хочется просто насладиться окружающей красотой.

Очередной кулинарный шедевр от наших девушек, приятные вечерние разговоры у красивого костра на берегу реки и ощущение по-настоящему дикой природы вокруг — хороший момент.

Утром вдвоём с Андреем идём на скалу, как и предполагали, какое-то подобие тропы есть в распадке между скалами. Подъём крутой и сыпучий, сложности добавляет совсем непригодная для лазанья обувь,- трекинговые ботинки на сплав мы конечно же не брали. Медленно, аккуратно, опираясь на подобранную палку, поднимаемся вверх. Ближе к вершине тропа уже явно читается, значит залезть сюда решили не только мы и, поднявшись до конца, понимаем почему. Сначала видим множество искусно резных стволов деревьев, елочкой вырезанные линии ведут к жёлобу посередине,- так здесь раньше собирали смолу. Видно, что делали это давно, некоторые деревья уже повалены и заросли мхом. Что интересно, с другой стороны лес почти весь берёзовый и лишь на самой скале остатки старых сосен, покрытых теми самыми узорами, предполагаем что здесь когда-то давно активно вырубали сосновый лес, раз такая явная разница в породах.

Идём ближе к обрыву, спускаемся на пару ступенек вниз, подходя к самому краю, и нам открывается великолепный вид на долину реки, отдалённые горные хребты и нашу крохотную стоянку. Как всегда в такие моменты, понимаешь, что не зря карабкался вверх. Вид отличный, делаем немного фотографий, оглядываемся во все стороны и потихонечку собираемся идти назад. Довольные увиденным, рязмявшись после нескольких дней в сидячем положении, спускаемся вниз.

Довольные прогулкой, собираем вещи и плывём дальше, сегодня задача проплыть как можно ближе к деревне Усмангали, которая находится прямо перед Инзером, где стоят наши машины, чтобы в крайний день плыть по минимуму. Красивые скалы, шумные пороги, быстрые перекаты, в общем продолжаем наслаждаться рекой. Ещё раз испытываем прилив адреналина, когда сворачиваем не в ту протоку, путь оказывается полностью завален деревьями, но в этот раз поток не такой сильный и нам всем удаётся вовремя притормозить и протащить лодки по небольшому рукаву отходящему в сторону.

Долго выбираем стоянку, хочется чего-нибудь этакого для крайней ночи на реке. Уже практически отчаявшись решаем доплыть до следующего поворота и встать уже в любом месте иначе будет слишком близко к деревне, но нам везёт и берег оказывается очень приятным. Конечно здесь нет вида на очередную огромную скалу, но в целом, тоже есть на что посмотреть, в любом случае картинка гораздо интереснее телевизора. Времени до заката много, успеваем вдоволь накупаться в глубоком перекате, порыбачить, как всегда вкусно поесть, а кто-то даже дочитать свою книгу. Впрочем Анюта не обременённая греблей и без того всю дорогу читала книжки лёжа на борту нашей лодки, а никто и не против, я люблю погрести.

Утро пятого дня, и снова солнечно! А ведь начало лета в Башкирии до этих дней было весьма своеобразным, - нам как всегда везёт. С другой стороны, мы любим красивые погодные явления, туманы , облака и даже грозы, конечно если они не прямо над тобой. Ладно, собираем в крайний раз свои вещи, особо не спешим, плыть немного, единственное что нам ещё до машин нужно дойти, а потом и в Уфу доехать, но времени вагон и совсем не хочется в город.

Когда отчалили от берега набежали красивые облака, а когда остановились на обед уже вовсю слышали раскаты грома где-то вдалеке, видимо кто-то услышал наши неосторожные слова о том, что мы любим грозу и вот пожалуйста,- сейчас что-то начнётся! Заходим за очередной поворот и видим как стена дождя преследует нас, а за ней то и дело сверкают молнии. Картина была впечатляющая настолько, что мы выпрыгнули из плавсредств, одели дождевики и стали ждать. Смотрим по сторонам: облако накрывает нас, но дождя почти нет, да и гроза поутихла. Видимо фронт разбился об какой-то хребет и немного ослаб, подумали мы, садимся в лодки и решаем плыть уже до конца. Проходим ещё пару поворотов и ливень нас всё-таки накрывает так, что всё вокруг закрывает стена из дождя. Льёт с такой силой, что каяки наполняются водой за считанные секунды, и Юля с Андреем потихоньку черпают воду кружками. Однако, ливень на нас ни на секунду не расстроил: оба экипажа ржут как ненормальные, обливаются водой и продолжают потихоньку плыть по течению реки. Ещё один клёвый момент, который мне лично хорошо запомнился. Греет ещё то, что буквально через пару километров мы будем в деревне, а ещё через пять километров пешком, заберём свои машины, переоденемся в сухое и с комфортом поедем домой.

Всё по плану: доплываем до края деревни Усмангали, оставляем девушек собирать и сушить вещи, а сами идём за машинами, благо дождь уже прошёл и потихоньку выходит солнце. Мошка на полянке продолжает пировать нами, и, пожалуй, эта кровососущая пакость единственная негативная эмоция за весь сплав. Всё остальное было как всегда в кайф. Пять дней в действительно дикой природе – это здорово; приятно, что ещё есть такие места.

В целом Большой Инзер мне понравился, в первую очередь, почти  полным отсутствием деревень: за пять дней мы встретили всего несколько человек, одни плыли в попутном направлении, а другие отдыхали в одиноком домике на берегу. Природа на Большом Инзере тоже интересная, несмотря на небольшое количество высоких скал.

По дороге домой нас ждало ещё два приключения - первое было в виде потрясающего шоу с эффектом полного погружения. Уже издалека мы увидели огромную грозовую тучу, идущую в нашу сторону, масштаб природного явления просто поражал. Мы несколько минут стояли на трассе фотографировали и просто смотрели на то, как разворачивается эта туча. Путь домой идёт прямо навстречу этой красоте. В какой-то момент ветер усилился, цвета вокруг изменились, яркий день стал больше похож на поздний вечер. Как в каком-то американском фильме начал дуть сильный боковой ветер, мы, боясь за закреплённые на крыше каяки, остановились у обочины и стали наблюдать. Действие это продолжалось недолго, порывы ветра стихли, мы вышли посмотреть на тучу, которая с огромной скоростью проносилась над нашими головами. Такого представления я раньше не видел.

Сполна насладившись мощным погодным явлением, поехали дальше, но на подъезде к Булгаково случилось второе приключение - заглох автомобиль Андрея, сел аккумулятор из-за отказавшего генератора. Немного посовещавшись, решаем тянуть автомобиль до города, не смотря на то, что коробка передач автоматическая. Пара звонков знающим друзьям, говорят если медленно, то можно, решено – тянем. Не спеша, аккуратно, ближе к темноте успеваем попасть в город, машину благополучно дотаскиваем до гаража. Несмотря на немного напряжённый финал, поездка получилась просто шикарной, да и вообще, когда едешь на машине, её поломка – это часть приключения, и я к этому отношусь уже совсем спокойно. Надеюсь в следующем году мы повторим сплав по другой реке, но в той же компании, может получится отличная традиция!

Для погружения в атмосферу полного релакса этих пяти дней, настоятельно рекомендую посмотреть видео, смонтированное Юлей!

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами