Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
России необходимы Национальные Тропы и вот почему

России необходимы Национальные Тропы и вот почему

Национальные тропы — это системы маршрутов самодеятельного туризма, которые оборудованы необходимой инфраструктурой. Это если совсем коротко и, вроде бы, всё предельно ясно, но на деле возникает множество вопросов, разногласий и даже споров о необходимости Национальных троп. Я абсолютно уверен, что такой объект необходим не только России, но и любой стране, которая хочет развивать внутренний самостоятельный туризм. В этой статье постараемся вместе разобраться, что такое Национальная тропа, зачем она нужна и почему противники Национальных троп просто не понимают о чём говорят.

На сегодняшний день в России нет ни одной Национальной тропы, такого понятия не существует на законодательном уровне, и что из себя представляет готовая тропа мало кто понимает, отсюда и разногласия. Поэтому для начала определим главные принципы, по которым строятся Национальные тропы:

 

  • Тропа бесплатна для всех без исключения, никаких заборов и ограждений, человек беспрепятственно на неё попадает и может сойти в любом месте. Исключением могут быть специальные ограждения для животных, которые человек может самостоятельно преодолеть
  • Тропа имеет правовой статус в части землепользования. В соответствующих органах согласованы все вопросы её местонахождения, посещения и любого рода деятельности на всём её протяжении
  • Маршрут проложен по тропам, грунтовым дорожкам, преимущественно без асфальта, с посещением красивых и интересных мест. По возможности минимально проходит через населённые пункты
  • Тропа имеет соответствующую инфраструктуру, возможность пополнять запасы продовольствия, газа и других необходимых туристу вещей, не сильно отклоняясь от маршрута
  • Обустроены места для стоянок с хорошей вместимостью, с интервалами не более чем в 10-15 километров, с наличием источника воды или ответственными за её доставку до места стоянок и контроль за пополнением
  • Тропа промаркирована ярко и общепонятно, маркировка ежегодно обновляется
  • Информацию о национальных тропах легко найти в интернете или в информационных центрах регионов
  • Введены разумные меры по защите природы, не запрещающие посещение тропы, но обязывающие соблюдать правила нахождения на её территории
  • У тропы есть хозяин, заинтересованный в её развитии и содержании, ответственный за её состояние. Тропы закреплены за определёнными лицами или организациями для поддержания их в порядке

 

Именно по таким принципам строятся Национальны тропы во всём цивилизованном мире, и даже в нашей стране есть подобный опыт: ведь в Советском Союзе была мощнейшая система утверждённых «Всесоюзных» маршрутов. Некоторые из них по-прежнему пользуются популярностью, но лишь единицы и в маркетинговых целях, так как никакого правового статуса и инфраструктуры у этих маршрутов не осталось.

По состоянию на 1975 год в СССР имелось свыше 350 всесоюзных и свыше 6 тысяч плановых местных маршрутов. Маршруты союзного значения разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, местные — республиканскими, краевыми и областными советами.

Благодаря такой сильной системе самостоятельный туризм в СССР был по-настоящему популярен, в наше время туристов (если говорить о самодеятельном активном туризме) гораздо меньше, а от былой инфраструктуры фактически ничего не осталось.

 

Плюсы наличия Национальных троп

Экономическая выгода

Национальная тропа по своей сути — это готовый продукт, который может привлекать огромное количество туристов со всего мира. Продукт, на практике успешно продвигаемый во многих странах: одни — строятся на основе исторических маршрутов, другие — выделяются сверхдлинной дистанцией, третьи — проходят через множество достопримечательностей. Не важно, что является основой тропы, каждая имеет свою особенность и по-своему привлекательна. Если в регионе нет Ниагарского водопада, Эльбруса или Великой Китайской Стены, то нужно создавать другие объекты, способные привлекать туристов, — и хорошие Национальные тропы справляются с этой задачей. 

Путь Святого Иакова привлекает не только паломников, но и огромное количество туристов, за счёт интересной истории. Аппалачская тропа довольно-таки скучная в плане природных достопримечательностей или истории, но она длинная (около 3 500 км), и её преодоление становится целью для путешественников. Ликийская тропа не имеет действительно уникальных или всемирно известных достопримечательностей, но проходит через много красивых мест.

Только этот продукт сам по себе бесплатный, люди не должны платить за тропу; но все объекты, что её окружают, получают серьёзную прибыль: аэропорты, вокзалы, заправки, магазины, отели, кемпинги и любые другие услуги получают большой поток клиентов благодаря популярным тропам, кроме того, создаются новые рабочие места. А регион в свою очередь пополняет бюджет за счёт налоговых отчислений, поэтому создание, продвижение и поддержание Национальной тропы в первую очередь выгодно региону и государству в целом.

Экологическая выгода

Несмотря на расхожее мнение, Национальная тропа улучшит экологическую обстановку многих регионов. Некоторые думают, что большой поток туристов ухудшит состояние популярных территорий, но это не так. Наличие утверждённого, промаркированного маршрута направляет основной поток людей в нужном направлении, тогда как отсутствие инфраструктуры способствует беспорядочному, хаотичному движению туристов по всей территории. Когда появляются хорошие тропы, люди идут по ним, останавливаются на подготовленных стоянках вместо любых свободных полян. За такими тропами проще ухаживать, замусоренность становится локальной и более предсказуемой, что позволяет эффективнее проводить уборки территорий.

В 1968 году законом федерального правительства США Аппалачская тропа объявлена заповедником. На расстоянии шестидесяти метров от тропы нельзя рубить лес, на расстоянии полутора километров по обе стороны запрещается любое строительство.

Любители дикого туризма и хождения по азимуту могут быть спокойны, тропы в отдалённых уголках, где нет людей и цивилизации, если и прокладываются, то аккуратно и обособленно, опять-таки направляя большинство туристов по одному маршруту.

Социальная выгода

Популяризация активного туризма способствует улучшению качества жизни людей. Думаю, не для кого не секрет, что физическая активность на свежем воздухе улучшает общее состояние организма, но дело не только в здоровье. Находясь на природе, в диких условиях, мы начинаем больше ценить то, что нас окружает, бережнее относимся к природе, а потом и в городе начинаем вести себя более цивилизованно.

В каждой стране, где есть Национальные тропы, считается престижным пройти подобный маршрут, людей прошедших всю дистанцию уважают, а тех, кто идёт по тропе поддерживают и в случае необходимости помогают, образуются большие лояльные сообщества.

В России существуют сообщества туристов, но они слишком обособлены. В нашей стране культивируется спортивный туризм, в него сложно попасть, нужно много тренироваться, искать наставников и команду. Туристы «разрядники» в большинстве случаев негативно относятся к другим сообществам, к цивилизованному туризму в целом и Национальным тропам в частности. Вы наверняка не раз слышали как туристов, предпочитающих комфортные походы, ругательно называют «матрасниками». Здесь важно понять, что шашлычно-алкогольные мероприятия не имеют отношения к активному туризму: во-первых, — это автомобильный туризм, во-вторых, у него тоже есть как проблемы так и пути их решения; мы же говорим о пешем, велосипедном, конном или лыжном туризме.

В действительности, любые походы полезны для общества и каждого отдельного человека, а Национальные тропы помогают создать комфортную среду для самодеятельного туризма без необходимости получать сложные технические навыки. Хорошо благоустроенные тропы позволяют существенно расширить круг лиц, которые смогут заниматься активным туризмом: это и семьи с маленькими детьми, пенсионеры и другие маломобильные группы населения.

По статистическим данным около 70% туристов предпочитают самостоятельно организовывать поездки, походы и путешествия, и их количество постоянно растёт, поэтому развивать инфраструктуру внутреннего самодеятельного туризма в России просто необходимо.

Самодеятельный туризм

Самостоятельный туризм (также самодеятельный, независимый, свободный, «дикий» туризм) — это путешествие, совершаемое c полным или частичным отказом от услуг туроператоров и турагентов, но в большинстве случаев не подразумевает полного отказа от использования туристических (не агентских) услуг. При его организации путешественник самостоятельно формирует маршрут своего путешествия, а также выбирает и приобретает все его составляющие (билеты, проживание в гостиницах, питание, экскурсии и т. д.).

Такой вид туризма способствует качественному развитию конечных услуг, а не тех, кто занимается посредничеством. Это не значит, что туристы тратят меньше, это значит, что они могут тратить больше на жильё, пропитание, экскурсоводов, сувениры и т.д., вместо того, чтобы поддерживать туроператоров, закладывающих немалые проценты на посреднические услуги. Национальные тропы не единственный продукт, который в этом помогает, но действительно значимый, для развития пешеходного, велосипедного конного или лыжного туризма.

Интересная статья — Экономический потенциал самодеятельного туризма в Российской Федерации

 

Предпосылки создания Национальных троп

В России большой спрос на подобные проекты. С каждым годом растёт популярность здорового образа жизни, новое поколение любит путешествовать и ставить перед собой новые вызовы. А что самое интересное, многие, в том числе и в государственных учреждениях, понимают это, но делают неверные шаги в сторону развития внутреннего туризма.

Возьмём, к примеру, проект Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму - Terra Bashkiria. В сети уже много информации о нём, в том числе и хвалебных од, однако на практике проект не представляет из себя никакой реальной ценности. Это просто обёртка: логотипы, рекламные баннеры и рекламные компании. Никакого продукта за проектом не было и нет, более того, за ним нет и команды увлечённой идеей.

Содержанием должны были стать туристические объекты и инфраструктура Башкирии, но проблема в том, что её либо нет, либо она в зачаточном состоянии. Было бы гораздо выгоднее направить средства на создание продукта, а не его обёртки. Таким продуктом могла бы стать Национальная (или региональная) тропа. Как и в любом бизнесе для людей важен продукт или реальные действия, а не красивая обёртка. 

Локальный пример из одного региона (такие примеры есть по всей России) показывает, что возможность поддержания Национальных троп со стороны государства есть, нужно всего-лишь донести до нужных людей правильные идеи и объяснить бестолковость некоторых действий. Но проблема даже не в деньгах, ведь тропы можно успешно прокладывать инициативными группами, волонтёрами и даже спонсорами, заинтересованными в развитии самодеятельного туризма. Главная задача государства, на первом этапе, создать законодательную базу для грамотной организации Национальных троп на территории России.

Некоторые движения уже есть. В 2018 году по итогам круглого стола на тему «Создание национальных троп как фактор развития природного туризма в России» общественной палатой Российской Федерации были вынесены рекомендации различным ведомствам и министерствам

Это хороший шаг со стороны государства, но гораздо больше шагов уже сделали активисты по всей стране.

 

Тропы уже существуют

В России небольшие инициативные группы уже вовсю строят тропы, они сталкиваются со множеством проблем, чтобы укладываться в рамки существующих законов, тем не менее активно развиваются и по ним можно пройти. Вот примеры наиболее активно развивающихся троп:

Большая Севастопольская тропа

Первая по списку, так как получила поддержку от органов местного самоуправления. Пример, фактически уникальный на сегодняшний день. Сайт проекта — bst-sev.ru

Большая Байкальская Тропа

Изначальная идея создать тропу вокруг озера развивается с 1997 года, сейчас уже созданы сотни километров троп. Сайт проекта - greatbaikaltrail.org

Дорога В Лавру

Отличный пример исторической тропы. Маршрут описан на нашем сайте — doroga_v_lavru

Зеленое Кольцо Москвы

Закольцованный маршрут вокруг столицы, проходящий по зелёным зонам. Описание маршрута — zkm

Большая Валдайская Тропа

Проект Национального парка «Валдайский». Группа вконтакте — vk.com/bolshaya_valdayskaya_tropa

Большая Крымская Тропа

Тропа из Керчи в Севастополь, одна из самых удобных троп для создания хорошей инфраструктуры. Описание на нашем сайте — trekkingmania.ru/kt

 

Это далеко не полный список, локальных троп строится гораздо больше, есть хороший проект Rutrail, где каждый может поучаствовать и промаркировать тропу в своём регионе. Есть проекты, которые пока кажутся утопичными, например, тропа через всю Россию или Транс Уральская тропа, проходящая через весь Урал с севера на юг. Но даже они осуществимы в перспективе. В Канаде в 2017 году завершилось строительство самой длинной в мире туристической тропы The Great Trail, начинали прокладывать её в 1992, на строительство ушло 25 лет!

Я хочу сказать, что цель можно ставить по-настоящему амбициозную, а начинать с малых шагов. Если строить Транс Уральскую тропу, то начинать с Южного Урала, где сегодня развита сеть дорог и даже есть подходящая инфраструктура, а дальше всё пойдёт по цепной реакции. На такой проект уйдут десятки лет, но чем раньше заняться этим, тем быстрее мы увидим результат. 

 

Чем помочь

Любой человек может помочь развитию Национальных троп. Самое простое — это делиться информацией о них, доносить до окружающих необходимость создания троп. Второе и, пожалуй, самое важное — это ходить по существующим тропам, делать фотографии, писать отчёты и снимать видео. Пишите о проблемах, с которыми сталкиваетесь в походах и путешествиях по стране, что хотелось бы поменять или улучшить. А если вы станете волонтёром при создании тропы, поучаствуете в круглых столах и сможете донести важную информацию на государственный уровень, — это будет действительно мощным вкладом в общее дело.

 

P.S.

В мае, 2019 года я прошёл часть маршрута Крымской Тропы. О том, как это было, читайте здесь — Большая Крымская Тропа. Часть первая

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

  1. user Элина 11 июня 2019, 00:42 +1
    В Нижегородской области тоже создается маркированая Окская тропа от Нижнего Новгорда до Павлово вдоль реки Оки.Протяженность 100 км.
    1. user Роберт Валеев 18 ноября 2019, 17:46 0
      Спасибо за наводку, к стати! Уже добавили описание этой тропы на нашем сайте — trekkingmania.ru/okskaya_tropa/
    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

    Читайте также