Основы Любительской фотографии

Дата публикации: 13 . 12 . 2014

Основы Любительской фотографии

Оглавление

Нужен ли зеркальный фотоаппарат?

Прежде чем с головой погрузиться в такое потрясающее увлечение как фотография, само собой, необходимо приобрести фотоаппарат. Но именно на этом этапе, к сожалению, большинство россиян,  покупая модную “зеркалку”, совершают ошибку.

Вполне логично, что у многих читателей сразу возникнет два, а то и более, вопроса: почему речь только о россиянах и почему покупка зеркалки это ошибка?

Сразу на оба вопроса даётся ответ в одной статистической сводке, найденной в журнале Digital Photo, в ней сказано следующее: Россия является лидером по количеству проданных зеркальных фотоаппаратов, но в то же время в рейтинге общего числа качественных фотографий наша родина далеко позади большинства стран. 

О чём это говорит? Всё просто, само по себе наличие зеркалки абсолютно ничего не даёт. Изначально такие камеры производились для нужд профессионалов, а профессионалу необходимо получить полный контроль над параметрами съёмки, чтобы он мог создавать снимки, а не просто ловить случайный момент. И если дать инструмент профессионала в руки любителя, то мгновенного результата ожидать не стоит. Представьте, вам всего лишь захотелось управлять транспортным средством, а в магазине вам продали танк, ну ведь он тоже ездит, да притом где угодно!

Почему россияне привыкли брать самое навороченное, независимо от нужды – это скорее философский вопрос, но есть и факторы, которые нас к этому подталкивают. Такие факторы зачастую стоят в крупных магазинах бытовой электроники. Я говорю про консультантов. Очень часто прогуливаясь по магазину, я слышу, как уверенно продавцы рассказывают про бесконечные преимущества зеркалок. И их тоже можно понять, гораздо выгоднее продать недорогой “профессиональный” фотоаппарат за двадцать - тридцать тысяч, чем дорогую мыльницу за десять!  Не поймите меня неправильно, продавцы ни в коем случае вас не обманывают, но они умалчивают о том, что всеми преимуществами зеркалок необходимо пользоваться, чтобы в итоге получать более качественные снимки!

Поэтому, давайте опредилимся, что хочет каждый из нас:

В этом случае само собой вам просто необходим “профессиональный” фотоаппарат. Но прежде всего, советую незамедлительно отправиться на просторы интернета за углублёнными знаниями, а ещё лучше записаться в специализированную школу, и только потом идти за покупкой. Профессиональная фотография это такая же работа, как и любая другая. И чтобы быть успешным в этой области, необходимо усердно стараться и повышать своё мастерство. 

Смысл слова любитель не в том, что мы не сможем сделать хорошую, качественную фотографию, а в том, что если нам не покажется интересным какой то сюжет, то и фотографировать его незачем.

 

Обобщив сказанное, стоит ещё раз отметить:

Выбирая фотоаппарат, необходимо руководствоваться наличием функций которые вы будете использовать. И если вы не планируете посвятить приличное количество времени для изучения ремесла фотографа, то зеркальный фотоаппарат вместо эмоций доставит вам ряд неудобств.

Во-первых, вопреки расхожему мнению, в  зеркальном фотоаппарате нет кнопки “Шедевр”, а автоматические режимы используют очень малую часть потенциала камеры.  Более того авторежимы компактных камер чаще выдают  хорошие снимки так как производители прорабатывают их более детально.

Во-вторых, вес и габариты зеркалок могут доставить массу неудобств. Как итог, вы будете делать гораздо меньше снимков в туристических походах и путешествиях.

В-третьих, конечно же, стоимость. Причём не столько самой камеры, сколько объективов и прочих аксессуаров.

Надеюсь, этой кучей слов я уже отговорил вас от покупки зеркалки для отдыха в Турции? Потому что далее я скорее наоборот буду всё больше убеждать вас в том, что с самым простым зеркальным фотоаппаратом можно добиться замечательных результатов, но ещё раз подчёркиваю, что для этого нужно, хотя бы знать основы фотографии. К ним и перейдём.

 

Основы фотографии 

Итак, фотоаппарат мы выбрали, и, казалось бы, самое время пойти щелкать кадр за кадром. С одной стороны это верно, нет лучшего учителя чем собственный опыт, но пользы будет гораздо больше, если до того, как вы сделаете свои первые снимки, вы прочтёте инструкцию к своему приобретению! Конечно, от корки до корки учить её не стоит, у моего фотоаппарата, например, больше трёхсот страниц, поэтому для начала просто выясните значение каждой кнопки на своём фотоаппарате. Это займет всего лишь несколько минут, зато во время своих фотоэкспериментов вы не упустите драгоценное время.

Теперь настало время поговорить об основных понятиях в фотографии. Значение слов выдержка, диафрагма, чувствительность матрицы, глубина резкости и прочих важно знать лишь в том случае, если вы действительно хотите контролировать процесс сьёмки; иначе автоматический режим фотокамеры выставляет все значения самостоятельно. Так как мы решили, что фотографировать нам нравится, то давайте разбираться, какие значения нам пригодятся, как и где их применить.

 

Фокусировка

Прежде чем сделать фото, камеру нужно сфокусировать на объекте сьёмки, так, чтобы он находился в зоне резкости, то есть не был размыт. Зона, в которой объект будет резким, называется глубиной резкости.

Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) - это такой диапазон расстояний на изображении, в котором предметы воспринимаются как резкие. Этот диапазон расстояний можно контролировать, но об этом позже.

Способ фокусировки будет зависеть от вашей камеры, а при базовых настройках она производится автоматически. Если объект, который выбрала камера, нам не подходит, то ей  придётся помочь:

Фотографируя на смартфон с сенсорным экраном, достаточно коснуться того места на котором необходимо сфокусироваться. На компактных фотоаппаратах и зеркалках точку фокусировки можно выбрать, используя чёрные квадратики в видоискателе или на экране. Выбрав необходимое место в кадре, кнопку спуска затвора нажмите наполовину, дождитесь, пока автоматика сфокусирует объектив, камера издаст звук либо моргнёт красный квадратик (вы же прочли это в инструкции к фотоаппарату?) и только потом кнопку нажимайте до конца.

На зеркальных фотоаппаратах автоматику можно отключить, тогда фокусировка будет осуществляться с помощью специального кольца на объективе.  Также, стоит отметить, что у каждого объектива минимальное расстояние, на котором можно сфокусироваться, будет разным; в характеристиках будет указано значение минимального фокусного расстояния.

 

Практическое задание № 1. Простой фокус

В комнате или на улице, где много объектов на разном расстоянии, установите фотоаппарат в устойчивое положение, лучше всего на штатив. Сфокусируйте камеру на самом близком объекте и сделайте первый кадр. Затем, не меняя положения камеры, сфокусируйтесь на объекте стоящем чуть дальше. Продолжайте фотографировать разные предметы, не меняя положения фотоаппарата. Чтобы увидеть все изменения, фотографии лучше всего посмотреть на большом экране. Таким простым упражнением вы легко разберётесь с особенностями фокусировки вашей камеры.

 

выдержка: 1/320c; диафрагма f/1.8; ISO 400

 

 

Выдержка

Выдержка – интервал времени в течение которого на чувствительный элемент камеры попадает свет. Чувствительный элемент в цифровых камерах называется матрицей, а в плёночных - это  плёнка. Шкала значений в секундах, например 2 с; или просто цифра 500, которая говорит о времени выдержки 1/500 секунды.

Авторежим камеры выставляет выдержку, приемлемую для снимаемого объекта: если будет темно, то выдержка увеличится, если очень ярко, то она будет короткой. Но есть ряд случаев, когда нам нужно заставить фотоаппарат играть по нашим правилам, например:

Мы хотим сфотографировать брызги воды так, чтобы было видно каждую каплю, но камера, установив стандартную выдержку, заметно смазывает картинку, сливая поток воедино. Идём в настройки камеры и устанавливаем значение выдержки на минимальное значение, например 8000(одна восьмитысячная секунды). Таким образом, капли воды можно рассмотреть все, по одиночке.

 

фото слева: выдержка: 1/8000c; диафрагма f/1.8; ISO 1600

 

Теперь тот же самый ручей мы хотим сфотографировать общим планом, но так, чтобы весь поток сливался, создавая впечатление движения воды. Для этого выдержку ставим гораздо длиннее, а фотоаппарат обязательно закрепляем в неподвижном положении (в идеале на штатив), иначе из-за движения камеры все объекты в кадре будут смазаны.

 

выдержка: 3c; диафрагма f/22; ISO 100

 

Практическое задание № 2. Рисуем светом

Приготовьте несколько источников света (фонарики, свечи, лазерные указки и т.п.), на камере выставьте максимальное значение выдержки и установите её на штатив в комнате, где можно выключить свет. Наведите камеру на свободное пространство и сфокусируйте на противоположной стене, установив режим ручной настройки. Когда всё приготовлено, выключите свет, после чего нажмите кнопку спуска затвора. Камера начнёт фотографировать и если значение выдержки стоит, к примеру, 30с, то в течение следующих тридцати секунд поводите вашими фонариками указками и всем что может издавать слабый свет на сфокусированной стене. Как только затвор закроется, посмотрите на результат. Повторите эксперимент несколько раз, поиграйтесь со светом и подумайте о том, как это можно применить в реальной обстановке.

Однако, если вы принудительно поменяли только значение выдержки, не меняя остальных параметров, то возникнут некоторые проблемы. Если фотографировать ручей с очень короткой выдержкой, то на сенсор может попасть слишком мало информации и фотография будет очень тёмной или, наоборот, если выдержка будет длинной, то весь кадр попросту засветится. Для того чтобы этого не происходило необходимо менять и другие параметры, в первую очередь диафрагму.

 

Диафрагма

Диафрагма – конструктивный элемент объектива камеры, регулирует количество света, проходящего сквозь линзу на чувствительный элемент фотоаппарата. Обозначается диафрагма числом после буквы f/ и чем меньше цифра, тем больше отверстие. Диапазон значений зависит от конкретного объектива.

Вернёмся к нашему ручью, мы попробовали сфотографировать его на длинной выдержке и, вероятнее всего, получили совершенно засвеченный кадр. Теперь меняем диафрагму в сторону увеличения, например, ставим f/22. В итоге наш ручей размыт благодаря выдержке и не пересвечен благодаря зажатой диафрагме.

Фотографируя ручей на очень короткой выдержке, диафрагму открываем полностью, установив минимальное значение, допустим у вашей камеры это f/2.8. Таким образом, в кадр попадает света столько, сколько нам необходимо, и фотография не выглядит слишком тёмной. Однако теперь, вероятнее всего, чётко видно только несколько капель, на которых мы сфокусировались, а задний и передний планы сильно размыты. Так произошло потому что величина диафрагмы прямо влияет на глубину резкости (ГРИП). И эта особенность является очень хорошим инструментом для создания интересных снимков. Например:

На цветок села умопомрачительная бабочка и мы не можем её не снять. Однако на фоне нашего цветка находится некрасивый старый забор. Выход прост - нам нужно очень сильно размыть фон, чтобы от него остался лишь цвет. Устанавливаем диафрагму в максимально открытое положение, то есть на минимальную цифру f/, не забывая при этом о выдержке, её необходимо укоротить, чтобы не засветить кадр. Как итог в кадре замечательная бабочка на цветном фоне и ничего лишнего.

 

выдержка: 1/125c; диафрагма f/5.6; ISO 320

 

Сфотографировали бабочку, надо и друга сфотографировать на фоне забора, однако ограждение строил он сам и хочет этим похвастать. Чтобы в кадр попал и друг и забор и даже дом на дальнем плане, глубину резкости нужно сильно увеличить. Для этого диафрагму зажимаем, установив значение, например f/18. Теперь в кадре все объекты попадают в глубину резкости.

 

выдержка: 1/60с; диафрагма f/13; ISO 160

 

Практическое задание № 3. Размыть ненужное, показать важное

Для начала скачайте какую-нибудь пёструю картинку с контрастными элементами и, после того как дочитаете абзац, откройте её на весь экран. Теперь вам понадобится любой интересный объект, размером приблизительно с зажигалку. Расположите его на расстоянии около метра от экрана. Фотоаппарат расположите на минимальном фокусном расстоянии от вашего предмета так, чтобы фоном служила пёстрая картинка. Полностью откройте диафрагму, установив наименьшее значение, например f/1.8, не забудьте скорректировать выдержку, чтобы экспозиция была верной.  Сфокусировавшись на вашем объекте, вы получите снимок с интересно размытым фоном. Попробуйте разные изображения для фона, разные объекты, меняйте расстояние от объекта до фона и камеры.

Снова вспомним про друга стоящего у забора. Только теперь представим, что день был пасмурным, а штатива у нас нет, поэтому выдержку нельзя поставить короткую, иначе из-за шевелёнки смазывается вся фотография. Друг требует сфотографировать его прямо сейчас, солнца ждать не приходится, и нам на помощь приходит третий инструмент фотографа – чувствительность или ISO.

 

Чувствительность

Чувствительность ISO — это мера чувствительности матрицы фотокамеры или фотоплёнки к количеству света, поступающего в камеру. В большинстве фотокамер минимальная чувствительность iso 100. В тот момент, когда экспопара выдержка-диафрагма, не справляется с задачей, помогает чувствительность. Чем темнее объект съёмки, тем больше значение ISO необходимо выставить, однако стоит помнить, что при больших значениях ISO на изображении будет появляться так называемый шум. Шум – это разного вида “помехи” на фотографии, которые будут проявляться больше, по мере увеличения чувствительности.

Наш друг по прежнему требует запечатлеть его на фоне дома, диафрагму мы увеличили, чтобы в кадре был и дом и друг, выдержку уменьшить не можем, иначе фотография смажется. Поэтому в настройках камеры ставим значение iso, например 840. Конечно, на фотографии появится шум, но зато в кадр попало всё, что нужно и момент запечатлён, друг доволен и мы справились.

 

Практическое задание № 4. Темнота нам не помеха, темнота для нас помехи

Установите фотоаппарат в комнате со слабым источником света. В кадре расположите несколько чёрных и несколько светлых объектов. Переведите камеру в ручной режим настроек. Выставьте значение диафрагмы и выдержки так, чтобы фотография получилась относительно тёмной. Сделайте несколько кадров, пошагово поднимая значение ISO, не меняя при этом значений экспопары и не перемещая камеру. Внимательно изучив фотографии на экране компьютера, во-первых, вы лучше поймёте принцип работы чувствительности, а во-вторых, узнаете, при каких значениях ваша камера будет давать слишком много шума.

Управляя выдержкой, диафрагмой и чувствительностью можно добиться совершенно разных эффектов снимая один и тот же объект. На всех зеркальных фотоаппаратах и на некоторых компактах есть режимы, позволяющие нам управлять только одним параметром, остальные же камера выставляет автоматически. Это может быть приоритет диафрагмы – A (или AV), в котором вы выставляете только значение диафрагмы, или приоритет выдержки – S (или Tv). Но увлечённым фотографам я всё-таки советую пользоваться полностью ручным режимом – M. Также стоит отметить режим камеры – P или полуавтомат, в нём вам доступны некоторые настройки, но основными свойствами управляет камера. И, конечно же, режим автомат (зелёный прямоугольник), не смотря на то, что он предполагает использование человеком, не вдающимся в подробности фотоискусства, он спасает, когда нужно крайне быстро и внезапно сделать фотографию.

В данной статье мы поговорили только об основных настройках камеры. В тот момент, когда с их помощью не получается сделать желаемый кадр, приходят на помощь дополнительные устройства и аксессуары. Например, в тёмном помещении пригодится вспышка, а чтобы затемнить кадр или даже полкадра можно использовать соответственно фильтр или градиентный фильтр. Однако, зная только техническую часть, делать по-настоящему живые и интересные снимки получится далеко не всегда. Во-первых, фотография – это плоское изображение, в котором композиция играет ключевую роль, и этому тоже нужно уделить немало внимания. Во-вторых, само по себе изображение хоть и радует глаз, но без сюжета это будет всего лишь приятная картинка и, чтобы добиться обратного, нужно приложить много усилий, таланта, опыта и тому подобное. И только сложив всё это вместе можно говорить об искусстве.

Только не стоит расстраиваться, помните, с чего мы начали статью? Мы говорили о том, что мы фотолюбители, а это  значит, что к искусству мы имеем лишь косвенное отношение.  Поэтому давайте просто снимать все приятные моменты нашей жизни и я уверен, что, изучив лишь основы фотографии с применением их на практике, вы будете получать гораздо больше удовольствия и, конечно же, восторженных отзывов. В общем, фотография - это очень глубокое и интересное увлечение, требующее чуточку знаний, поэтому никогда не прекращайте практиковаться!

 

Практическое задание № 5. Возьмите фотоаппарат и идите гулять! 

P.S. будет круто, если в горы

 


Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь



    Список всех статей


    Описания маршрутов

    Юрюзань - Ай - ГЭС Пороги

    Трекинг на Таганае, маршрут "Три вершины"

    Восхождение на гору Большой Нургуш

    ещё...

    Популярные статьи

    Большое путешествие Алтай - Монголия - Байкал

    Как выбрать туристическую горелку

    Полезные сайты для путешественников

    все статьи...


    Читайте также: