Музеи и памятники архитектуры

Музей истории Амурского моста

Музей в городе Хабаровске, посвященный строительству и реконструкции моста через реку Амур у города Хабаровска


Координаты: 48.5409, 135.0129

Фото: wikimedia

Описание

В музее истории Амурского моста, помимо небольшого здания ретровокзала с выставочными экспонатами, посвящёнными строительству и истории моста, есть и экспозиция под открытым небом, где выставлена железнодорожная техника и главный экспонат музея — демонтированная в ходе реконструкции ферма «царского» моста.

При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов стала демонтированная ферма «царского» моста, одна из многих составляющих царского моста. Первоначально планировалось ограничиться буксировкой к площадке на правом берегу Амура, разворотом фермы параллельно нынешнему мосту и обустройством смотровой площадки, но затем было решено развить идею, в перспективе создав на этой площадке полноценную парково-историческую зону отдыха.

Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трёх будущих экспонатов: паровоза Eа, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны, построенной ещё в 19 веке. В 2010 году экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ80, выпускавшийся со второй половины прошлого века грузопассажирский тепловоз М62, крытый вагон старой постройки и автомотриса 1930-х годов. Установлена после реставрации цистерна конца 19 века, обнаруженная в сентябре 2010 года в лесном массиве Хабаровска — она стала самым старым экспонатом музея.

Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост»

Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены ещё 1895 году, но множество раз откладывались. Торжественная закладка моста по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка восемнадцати ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война. Было принято считать, что осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Но в последние годы удалось установить по архивным материалам, что пароход "Пермь", перевозивший эти фермы, был затоплен в порту Коломбо 25 июля (7 августа) 1914 года в результате пожара. Кроме того, на войну были мобилизованы опытные рабочие.

5 (18) октября 1916 года мост был освящён и открыт для постоянного движения. Пуском Хабаровского моста было завершено строительство Транссибирской магистрали на территории Российской империи. В ночь на 20 апреля1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных во время Гражданской войны, в результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Сквозное движение вновь было открыто после ремонта 22 марта 1925 года. В 1980-х годах были проведены исследования моста с целью начала его реконструкции. В 1992 году начаты работы по началу реконструкции.

Июнь 1998 года — открыто железнодорожное движение по новому мосту, в 1999 году открыто автомобильное движение. Тогда же МПС России фактически начало работы по 2-й очереди реконструкции, произведя в 1999—2000 годах демонтаж ферм «царского» моста. От продажи на металлолом этих старых пролётов МПС получало недостающие средства на продолжение мостостроительных работ. По финансовым причинам монтаж пролётных строений по старой оси моста начался только в 2005 году. Вторая очередь железнодорожного моста открыта 7 ноября 2009 года, мост стал двухпутным для движения поездов. Работы по строительству дублирующей автодорожной части выделены в третью очередь реконструкции


Музей истории Амурского моста на карте