Музей истории Амурского моста
Музей в городе Хабаровске, посвященный строительству и реконструкции моста через реку Амур у города Хабаровска
Координаты: 48.5409,135.0129
Описание
В музее истории Амурского моста, помимо небольшого здания ретровокзала с выставочными экспонатами, посвящёнными строительству и истории моста, есть и экспозиция под открытым небом, где выставлена железнодорожная техника и главный экспонат музея — демонтированная в ходе реконструкции ферма «царского» моста.
При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов стала демонтированная ферма «царского» моста, одна из многих составляющих царского моста. Первоначально планировалось ограничиться буксировкой к площадке на правом берегу Амура, разворотом фермы параллельно нынешнему мосту и обустройством смотровой площадки, но затем было решено развить идею, в перспективе создав на этой площадке полноценную парково-историческую зону отдыха.
Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трёх будущих экспонатов: паровоза Eа, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны, построенной ещё в 19 веке. В 2010 году экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ80, выпускавшийся со второй половины прошлого века грузопассажирский тепловоз М62, крытый вагон старой постройки и автомотриса 1930-х годов. Установлена после реставрации цистерна конца 19 века, обнаруженная в сентябре 2010 года в лесном массиве Хабаровска — она стала самым старым экспонатом музея.
Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост»
Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены ещё 1895 году, но множество раз откладывались. Торжественная закладка моста по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка восемнадцати ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война. Было принято считать, что осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Но в последние годы удалось установить по архивным материалам, что пароход "Пермь", перевозивший эти фермы, был затоплен в порту Коломбо 25 июля (7 августа) 1914 года в результате пожара. Кроме того, на войну были мобилизованы опытные рабочие.
5 (18) октября 1916 года мост был освящён и открыт для постоянного движения. Пуском Хабаровского моста было завершено строительство Транссибирской магистрали на территории Российской империи. В ночь на 20 апреля1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных во время Гражданской войны, в результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Сквозное движение вновь было открыто после ремонта 22 марта 1925 года. В 1980-х годах были проведены исследования моста с целью начала его реконструкции. В 1992 году начаты работы по началу реконструкции.
Июнь 1998 года — открыто железнодорожное движение по новому мосту, в 1999 году открыто автомобильное движение. Тогда же МПС России фактически начало работы по 2-й очереди реконструкции, произведя в 1999—2000 годах демонтаж ферм «царского» моста. От продажи на металлолом этих старых пролётов МПС получало недостающие средства на продолжение мостостроительных работ. По финансовым причинам монтаж пролётных строений по старой оси моста начался только в 2005 году. Вторая очередь железнодорожного моста открыта 7 ноября 2009 года, мост стал двухпутным для движения поездов. Работы по строительству дублирующей автодорожной части выделены в третью очередь реконструкции
Музей истории Амурского моста на карте
Читайте также
-
-
Долина Актру с восхождением на Купол Трёх Озёр
Одно из самых удобных для получения альпинистского опыта мест на Алтае - долина Актру. Здесь есть маршруты любых категорий сложности, до которых можно легко добраться из альплагеря...
-
-
Спальники Sivera: Суряк +4 и Гарип -9
Обзор двух, очень интересных, моделей спальников, которые оценят все любители комфортного сна на природе.
-
-
1500 километров вокруг Южного Урала на Авто - отчёт о поездке по интересным местам.
Начало мая прекрасное время для автомобильных путешествий и не потому что у всех длинные выходные, а потому, что в это время просыпается природа, распускаются первоцветы, водопады ...
-
-
Южноуральская тропа
Интересный проект, который соединяет множество коротких красивых треков в один протяжённый пеший маршрут по горам Южного Урала. В статье описание участков маршрута, треки для телеф...
-
-
На машине к Аскинской ледяной пещере и Зеркальному водопаду
Маленькое необычное путешествие, которое можно проделать всего за один день, если вы находитесь в городе Уфа
-
-
Большая Крымская Тропа. Часть первая
В первой части фотографии и рассказ о дороге из Уфы до Керчи через Краснодар, а точнее через его новый замечательный городской парк, а также отчёт о первом участке Крымской тропы, ...
-
-
Экологическая тропа «Меркитская крепость»
По легендарной тропе можно войти в Меркитскую крепость где, по преданию, был принят бой Чингисхана с вождем меркитского племени Тохтао-беки.
-
-
Большая Воронежская экологическая тропа
Сеть троп и дорог, проходящих неподалёку от города Воронеж. Идея создания Большой Воронежской экологической тропы принадлежит воронежскому туристу и путешественнику Алексею Саниеву...