Статьи

Карта

Профиль
Крепкая долина

"Ничего не бывает случайно: от чаинки до племени майя..." - поется в одной из любимых  нами композиций группы SanSay. Пожалуй, эти строки,  отлично подходят к началу рассказа о самом богатом на удивительные случайности маршруте. О походе к месту, которое мы считаем  сокровенным, где провели 6 удивительных дней наедине с природой, не встретив ни единой человеческой души.

Итак, лето 2010-ого. Мы снова в горах любимого Алтая. Свободные студенты, мы здесь на целых 1,5 месяца – какое счастье! Мы уже сходили с группой на маршрут в долины Акчан и Куйгук, впервые прогулялись к Белухе, и вот перед нами карта - мы выбираем куда бы еще пойти. Вот оно, самое волшебное чувство, когда нет ни планов, ни временных, ни материальных рамок – ты просто указываешь пальцем на место, где ты еще не был, берешь рюкзак и просто идешь! Так мы начали путь в долину реки Крепкой.

Начинаем путь со знакомого направления – курс на популярные Мультинские озера. Хорошая такая дорога для суровых внедорожников. Кстати, именно здесь несколько лет подряд проводились соревнования «джипёров», - это когда местное бездорожье пытаются покорить навороченные иностранные внедорожники. Правда, эти несчастные иномарки  в разгар соревнований всегда приходится вытаскивать нашим местным УАЗам. Вот честное слово, проходимее машины не встречали - лучше советского УАЗа для этих мест не найти.

Один из таких тормозит возле нас на полпути к Мультинским озерам и предлагает подвезти за стольник. Грузим рюкзаки. Водила рассказывает, что катается от озера до деревни по заказу отдыхающих на пиво и, похоже, ему в радость поболтать с туристами.

В машине сильно мотает, она поскрипывает,  кренится и рычит, но очень легко берет самые сумасшедшие рытвины и проходит любую грязюку. Когда дают газу адреналин лично у меня подскакивает за макушку! Ну прям не передать как круто!

Высаживаемся перед озером, где нам нужно свернуть с основной дороги. На прощание получаем  визитку со словами, что мол «если будут проблемы с местным  – скажите, что ко мне приехали и все будет хорошо» - так мы получили крышу над головой и познакомились с отличным водилой, а еще сэкономили пару часов пути -можно совсем не спешить.

Оставив позади густонаселенные туристическими палатками Мультинские озера, идем подальше вглубь леса к реке Крепкой, где тропа становится все менее различимой. Дойдя до желанной долины, идем по ней еще около часа и выходим к зеркальному разливу реки.  Место невероятно красивое: вроде болотина, но как она изящно лежит между гор, как спокойно и безветренно тут! Останавливаемся сделать фото и перекусить. Но чем больше мы тут находились, тем больше понимали, что уходить нам отсюда совсем не хочется. И не смотря на то, что солнце позволяет идти еще часа 4, мы решаем остаться здесь ночевать.

Фотографируем, купаемся, играемся с пищухами и слушаем эту невероятную тишину! Какая удача, что в долине из людей только Роб и я.

Роб всегда удивительно уютно обустраивает место для ужина, но на этот раз он собрал целый топчан! До самой поздней темноты мы лежали на нем и голову кружило это бездонное звездное небо. Достав из палатки наши теплые спальники, мы ложимся спать прямо тут, у костра, на удивительно ровном самодельном ложе. Считаем созвездия, и лишь треск дров тревожил тогда тишину.

Наутро наши спальники были мокрыми от росы, что было очевидно с вечера, но эта ночь того стоила. Завтракаем быстрозавариваемыми кашами, которые, если честно, за месяц в горах уже прилично поднадоели. Говорю Робу, что сегодня почему-то жутко хочется рисовой каши на молоке. Смеемся - ни риса ни сухого молока у нас нет. Вообще о еде в походе мы всегда думаем в последнюю очередь, - она совсем не имеет для нас значения, когда вокруг столько «духовной пищи». Но об этом чуть позже.

Собираемся очень медленно - покидать это место совсем не хочется, но как окажется, впереди нас ожидают еще большие чудеса.

Мы идем по тропе до следующего большого разлива реки, проходим мимо мест для стоянки и, пройдя еще пару сотен метров, теряем след. Надо сказать, что в нашей карте тропы этой долины не нарисованы вовсе. «Вероятно, дальше пройденных стоянок очень редко ходят» - решаем мы и идем напролом выше вдоль реки. Чем дальше, тем сложнее становится идти: непролазная высокая трава, валуны, между которыми я то и дело проваливаюсь в заросли, подворачивая ноги.

Мы ползли так часа два или больше.  Признаюсь,  я выбилась из сил:  казалось, что на этой «дорожке» мой рюкзак тяжелеет с каждой новой дюжиной шагов. Что-то пошло не так. Роб переживает, глядя на меня и, наконец, останавливает движение.  Скидываем рюкзаки и пытаемся понять, где совершили ошибку.

В это трудно поверить, но именно в этот момент Вселенная шлет нам знак. В нескольких метрах от нас мы замечаем детский фиолетовый ранец, обыкновенный такой, для школьных учебников и тетрадей. Рюкзачок стоит на камне недалеко от нас и манит своим кислотным цветом. В нем мы находим съеденную муравьями пачку сухофруктов, просроченный месяц назад сникерс и…  карты с подробным описанием трека!!! Ну надо же! Это именно то, что нам так сейчас нужно! Тут также были распечатки фотографий GoogleEarth двухлетней давности, справочная информация из Википедии и подробное описание тропы. Карты слегка намокли, но в целом хорошо сохранились в полиэтиленовом файле.

Мы тщательно рассматриваем найденный клад, и выясняется, что мы сошли с тропы сразу после стоянок на разливе. Оказывается в том месте нам следовало перейти реку вброд и продолжить путь по другой стороне - такой хитрости мы не ожидали.

Мы не смогли найти объяснения, почему этот рюкзачок стоял именно тут, почему его не снесло ветром с камня за то время пока муравьи успели съесть сухофрукты. Неужели рюкзачок действительно простоял здесь 2 года?  Мы не знали ответов, но чувствовали, что нам несказанно повезло. Теперь мы знаем дорогу! Спасибо Горы, спасибо Вселенная. Съедаем просроченный, но по-обыкновенному вкусный сникерс и переходим реку вброд, тропа найдена!

Еще пару часов пути и, похоже, мы пришли. Перед глазами открылась та самая панорама, что вы видите ниже. Не буду описывать наши ощущения, только скажу, что это место мы зовем своим раем.

Мы развернули нашу палатку на выступающей косе берега и провели тут пару дней. Утром озеро превращалось в зеркальную гладь, а мы жевали рисовую кашу на молоке.  Да, именно сухое молоко и горсть риса, как вы уже догадались, долина заготовила нам в качестве сюрприза на стоянке…стоило только пожелать.

Днем мы поднимались гулять к верхним озерам, а вечером кормили бурундуков и просто беззаботно коротали время среди цветов любимого водосбора.

На шестой день нам следовало выходить обратно. Мы жадно запоминали глазами последний рассвет, чтобы унести его с собой в воспоминаниях. Грусти не было, мы были уверены, что вернемся сюда вновь, что и сделали на следующий год. Выйдя утром, к вечеру мы уже были на базе в селе Маральник.

В этой долине исполнялись наши желания и были найдены ответы на вопросы. Она приняла нас и окружила заботой, подарила невероятные пейзажи и гармонию. Наверно своей любовью к природе мы заслужили такой подарок.

Если вы друг решите пойти к этому месту, мы вас очень просим беречь его.  Не думайте, что погода здесь всегда блаженна, - тут чаще шалят сильные ветра и сидят дождевые тучи. Но все конечно зависит от вас. Какие люди в походе – такая и погода.