К Зюраткулю на велосипеде

Один из вариантов настоящего новичкового велопохода с заброской и выброской железнодорожными путями. Будет интересен тем, кто хочет опробовать себя в качестве велотуриста, посмотреть интересные места и проехать теми дорогами, которые большинству автомобилей недоступны.



Описание маршрута

Предпочтителен в теплое время года, ибо весной и осенью территории вокруг озера Зюраткуль склонны размокать и заболачиваться, а значит проходить по ним, тем более на велосипеде, будет труднее.

Маршрут приятный, довольно сбалансированный, с хорошей длинной вкаткой по асфальту в самом начале, с элементами «огреба» в первый день и с опциональным несложным восхождением на хребет Зюраткуль во второй. Маршрут проходит по цивилизованному национальному парку, но ночевка при этом предполагается в достаточно отдаленном от людского шума месте с красивыми видами на озеро.

Заброска

Удобный дешевый способ заброски – поезд 360Й Уфа-Нижневартовск. Отличается от остальных поездов тем, что в нем (по крайней мере на июнь 2014 и сентябрь 2016) есть сидячий вагон, который на данном отрезке практически пустует. Это, конечно, не электричка – 460 руб (на 09.2016), но электрички так далеко не ходят. Возможны проблемы с провозом велосипедов (как и в любом поезде) – нужно стараться договариваться с проводником или упаковывать велосипеды в чехлы.

Отправление поезда с ЖД Вокзала в 00:22, прибытие в пункт назначения в 05:42. На промежуточных уфимских станциях поезд не останавливается. 5 часов в поезде можно потратить на сон перед походом.

День 1

Выезд в 6 утра из города Бердяуш. Не пытайтесь искать короткую дорогу «напрямик» - ЖД пути придется пересекать, сделав крюк по городу.

 

 

Первые 14 км пролетаются по отличному асфальту до трассы М5 за пару часов.

Далее необходимо двигаться по трассе примерно 8.7 км в сторону Уфы до поворота на Сибирку. Двигаться по трассе необходимо максимально осторожно, ибо трасса достаточно узкая и обочин иногда нет. Самые узкие места по дороге – мосты через речку Черная и Сатку.

Поворот на Сибирку уходит влево под острым к трассе углом, перепутать его сложно. Дальше начинается хорошая твердая грунтовка в гору, проезжабельная на любой пузотерке, но с набором 170 м высоты (5 км). Подъем заканчивается дорожным знаком «начало спуска». Спускаться нужно около 2 км до большой развилки. На развилке уходим налево – в сторону заброшенного песчаного карьера.

До карьера – еще 2 км. Сам карьер – отличная площадка для отдыха и перекуса. Если Вы спустились к карьеру, для дальнейшего продвижения по маршруту необходимо подняться обратно и объехать песчаную насыпь кругом – прямой дороги по берегу карьера нет.

 

 

После карьера дорога превращается в убитую джипами и лесовозами массу с огромными колеями. Вероятно, дорога будет грязной. По такой дороге придется плестись около 5 км, затем дорога начнет ощутимо набирать высоту. Этот подъем – последнее на сегодня препятствие и хоть набор высоты на нем всего 230 м за 4.4 км, сил на его преодоление под конец дня уже ощутимо меньше. В конце подъема можно повернуть направо и проехать вдоль озера под горку 2 км, дабы попасть к устью небольшой речки Малый Кыл, впадающей в озеро Зюраткуль. Стоянку можно искать в этом районе на берегу озера, река будет источником питьевой воды. Можно не ехать к реке, а спуститься к озеру на северной его стороне – это по желанию.

 

 

На стоянке могут подплыть местные инспекторы и попросить билет за вход в национальный парк. Да, путь первого дня предполагает «нелегальное» попадение в национальный парк по причине того, что на карьере просто некому оплатить вход. Можно попробовать оплатить посещение парка прямо инспекторам, можно попробовать при выезде на КПП около Магнитского на следующий день. Ни то ни другое у авторов отчета не получилось, поэтому пришлось выезжать «зайцами».

День 2

Выезд со стоянки в сторону поселка Зюраткуль. Необходимо выдвигаться обратно, проезжать часть спуска и поворачивать на восток. В июне 2014 мы не нашли другой тропы, кроме тропы в самом низу спуска, хотя на OpenStreetMap есть дорожка, «срезающая» этот крюк и, соответственно, упрощающая путь с точки зрения рельефа в том числе. 

 

 

Далее грунтовая тропа в течение 5 км, почти все время вниз, временами по грязи, но в целом довольно несложная. Приводит тропа в поселок Зюраткуль через дамбу на озере.

Главная автомобильная дорога из поселка ведет в сторону Магнитского. По дороге слева будет красиво оформленный вход на тропу на хребет Зюраткуль. К хребту ведет выложенная досками тропа, по которой можно комфортно пронестись на велосипеде. Тропа пологая и ведет к самому подножию хребта. В разгар сезона, вероятно, на тропе будет множество людей и передвижение по ней на велосипеде может стать затруднительным. После окончания «деревянной» своей части, тропа начинает ощутимо подниматься. К этому времени как раз заканчивается лес и рекомендуется, спрятав велосипеды подальше от дороги в кустах (главное, запомнить ориентиры, чтобы потом их самим найти), подниматься дальше пешком.

Дорога до Магнитского – твердая гравийка с элементами твердой грунтовки, без намеков на грязь и колейность. Заблудиться невозможно, так как дорога, по сути, одна. Первые 8-8.5 км дорога идет горизонтально, без выраженных подъемов и спусков, перед самим Магнитским – крутой серпантин (водитель, проверь тормоза и будь осторожен!).

После Магнитского находится КПП национального парка. Далее – гравийка с достаточно спокойным рельефом, больше «вниз», чем «вверх» до пересечения с М5 около 9 км. На М5 поворачиваем направо и проезжаем чуть меньше километра по широкой части трассы. На повороте на Бердяуш расположены большие стоянки фур, отели и кафе, всвязи с чем движение тут несколько замедленное и пересечь трассу чуть легче.

Далее по знакомой уже асфальтовой дороге добираемся до Бердяуша и на ЖД-вокзале ждем поезда.

Выброска

Прибытие в Бердяуш следует планировать на поздний вечер воскресенья.

К сожалению, расписание поезда 359Й Нижневартовск-Уфа сменилось и теперь через Бердяуш он проходит не в ночь на понедельник, а в 9:32 утра воскресенья и 9:32 утра понедельника, значит выбрасываться из Бердяуша в Уфу, видимо, придется плацкартом. На сентябрь 2016 варианты следующие:

00:00 – 097Э «Тында – Кисловодск» – стоянка 1 мин;

00:13 – 391У «Челябинск – Москва» – стоянка 2 мин;

01:07 – 477У «Челябинск – Адлер» – стоянка 2 мин;

02:41 – 013У «Челябинск – Москва» (фирм) – стоянка 2 мин;

09:32 – 359Й «Нижневартовск – Уфа» – стоянка 2 мин.

 

Билеты онлайн удобно покупать на сайте tutu.ru

 

 

Особенности выброски – стоянка поезда очень короткая, времени на уговоры проводника впустить Вас с грязным велосипедом просто нет. Мы старательно отмывали велосипеды на платформе, чтоб нам позволили их занести в тамбур сидячего вагона 359 поезда. В случае с плацкартом этот вариант менее вероятен, поэтому лучше всего иметь с собой чехол для велосипеда – с ним пустить в поезд должны всегда.

Вторая особенность – платформа в Бердяуше очень короткая – на 10-12 вагонов. При этом, например, сидячий вагон 359го поезда был семнадцатым, поэтому залезать в него приходилось с щебеночной отсыпки вдалеке от платформы. Заранее узнавайте на вокзале у начальника номер пути и нумерацию вагонов поезда.

Фото с маршрута

Последние маршруты:

Юрюзань - Ай - ГЭС Пороги

Трекинг на Таганае, маршрут "Три вершины"

Восхождение на гору Большой Нургуш

ещё...


Другие статьи статьи: