Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
Из чего делают снаряжение для туризма?

Из чего делают снаряжение для туризма?

Материалов в наше время придумано очень много, фирм, которые этим занимаются, тоже приличное количество. Я постараюсь рассказать обо всех лидерах индустрии, а также затронуть менее известные марки. Статью будем дополнять  новыми интересными находками и тем, что возможно упустили из виду на данный момент.

Все материалы, которые используют для нужд туристов и путешественников можно разделить на следующие категории:

Ткани

К первой категории отнесём базовые материалы, которые используют практически во всём: от одежды до палаток и рюкзаков. Задачи, стоящие перед базовыми тканями в туризме: обеспечивать надёжность и прочность снаряжения и защищать от неблагоприятных условий окружающей среды. 

Ткани имеют ряд характеристик, которые можно увидеть на этикетках и ценниках. И, чтобы наглядно разобраться, будем работать со следующим примером:

Палатка материал тента которой имеет обозначения:  Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000.

 

Типы тканей по химическому составу

Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000

химический состав ткани в нашем примере – это Nylon.

Одним из первых материалов, хорошо зарекомендовавших себя для путешественников прошлого века, был брезент. Брезент впервые использовался для изготовления парусов, поэтому его ещё называют еще  "парусиной." Состоит из натурального растительного льняного/джутового и хлопкового сырья, в редких случаях из синтетического волокна. Брезент для туристических нужд пропитывали водоотталкивающими составами (кстати, зелёный оттенок ткани как раз придавала пропитка) и использовали для всего, от палаток и рюкзаков до верхней одежды. В наше время этот материал почти не применяется (говорим про хорошее снаряжение) в первую очередь из-за очень большого веса и прочих минусов.

 На смену натуральным материалам пришли синтетические. В первую очередь это была полиамидная ткань – нейлон (nylon и разновидность нейлона - капрон). Нейлон гораздо легче того же брезента, гигроскопичен и стойкий к истиранию, но растягивается при намокании и теряет свои свойства под воздействием ультрафиолета. Для того чтобы избавиться от плохих свойств, материал подвергают обработке различными пропитками. Нейлон также применяется во всех видах туристического снаряжения. Так, например, первая палатка из нейлона появилась на свет в далёком 1971 году. 

Следующая группа материалов - это полиэфирные ткани, а конкретнее полиэстер (polyester). Полиэстер практически лишён недостатков нейлона, то есть он устойчив к ультрафиолету и практически не растягивается при намокании, однако полиэстер на порядок сложнее в производстве, и соответственно дорого стоит; также отмечают незначительно больший вес, чем у нейлона.

Химический состав ткани, безусловно, важная характеристика, но не стоит делать однозначный вывод, увидев лишь состав ткани. Из того же полиэстера можно производить совершенно разные по качеству и строению волокна, а этого на ценниках не пишут, поэтому при подборе хорошего снаряжения приходится доверять фирмам-производителям. Здесь нам помогут бирки с маркировкой производителя ткани (не путайте с брендом, который делает конечный продукт), а такой обязательно будет, если это качественная вещь. Ну и конечно - же остерегайтесь подделок, для чего советую покупать снаряжение только в проверенных магазинах.

  

Толщина нитей плетения 

Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000

В нашем примере толщина одной нити – 30D (den или денье)

Принято говорить о толщине нити, однако, это не совсем верно.  Денье - это единица измерения плотности нити.  Цифра плотности обозначает вес  9000 метров нити в граммах. Чем больше цифра – тем плотнее и прочнее нить, но больше её вес. 

Таким образом, для снаряжения в котором требуется повышенная износоустойчивость, цифра должна быть выше (дно палатки или рюкзака, участки одежды подверженные трениям), а там где вещь должна быть максимально лёгкой – меньше.

 

Плотность плетения ткани 

Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000

Плотность плетения тента нашей палатки - 250T (Tex) 

Этот показатель обозначает количество нитей в продольном и поперечном направлении на один квадратный дюйм. Чем выше цифра – тем плотнее материал и выше его стойкость на разрыв.

 

Способ плетения

Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000

Тип плетения нитей нашего образца – RipStop

Существует ряд способов сплетать нити материала, среди которых в туризме чаще других используют taffeta, oxford и Ripstop. Первый применяют для лёгких деталей снаряжения, не подверженных нагрузкам. Oxford  - это уже более плотное переплетение нитей для достижения лучшей прочности. А тот самый Ripstop – это своего рода усиление плетений, то есть в плетение типа oxford вшивают через промежутки 2 -10 мм более толстую нить, таким образом, прочность ткани на разрыв значительно увеличивается и при этом её общий вес лишь немного возрастает. RipStop на влагозащитных тканях должен быть максимально плоским, так, чтобы капли воды беспрепятственно скатывались с поверхности.  Рипстоп на материале легко распознать по характерному рисунку, чаще всего это клеточка или соты. Но если вы с лёгкостью прощупываете такую клетку, к примеру, у штормовой куртки, то о качестве материала  нельзя сказать ничего хорошего, капли дождя будут застревать на толстых нитях, впитываться в ткани и материал промокнет. 

 

Пропитка и водонепроницаемость 

Nylon 30D, 250 T, RipStop, SI/PU 3000

В нашем примере ткань снаружи пропитана силиконом (SI) а изнутри полиуретаном (PU). Водонепроницаемость материала равна 3000 миллиметров водяного столба. Пропиткам посвящена отдельная статья, поэтому сейчас поговорим о влагостойкости.

Водонепроницаемость, или проще говоря, защита от воды, измеряется в давлении, которое оказывает водяной столб на квадратный дюйм ткани, высота столба в миллиметрах является значением водонепроницаемости. За рубежом чаще применяют единицу измерения PSI. 1 psi приблизительно равен 704 мм. Исследования показали, что давление воды при слабом дожде гораздо ниже трёх PSI или 2122-х миллиметров. Дождь с  ураганным ветром уже равен 10 PSI то есть 7040 мм. В природе не существует абсолютно водонепроницаемых тканей: вспомните выражение “вода точит камень”- то есть при определённых условиях даже твёрдые материалы может продавить вода.

К сожалению, как и в  большинстве случаев, измерения водонепроницаемости не стандартизированы, а значит маркетологи, могут пойти на уловки, описывая значения своих тканей. Поэтому как всегда я советую доверять только проверенным брендам и маркам, которые дорожат своей репутацией, в связи с чем, заканчивать первую часть нашего “материала о материалах” будем рассказом об интересных марках производящих базовые ткани. 

Брэнды

При упоминании прочного материала для нужд туристов на ум в первую очередь приходит  Cordura, и не удивительно: этот синтетический материал (100% нейлон) от подразделения Du Pont компании Invista получил широкое распространение благодаря отличным характеристикам прочности как на разрыв, так и на истирание. Cordura - это целое семейство материалов, различающихся по плотности, весу и соответственно прочности. Его могут применять для усиления самых уязвимых мест, таких как дно рюкзака. Не менее известный материал Kevlar, также производит компания Du Pont, - эту ткань, как известно, используют даже в бронежилетах. В туризме кевлар чаще применяют в сочетании с другими волокнами для достижения большей эластичности.

 И Kevlar и Cordura изготавливаются как базовые материалы, из которых специализированные компании делают готовые для производства снаряжения ткани. Так компания Global Technical Fabrics выпускает ткань под своим брэндом IBQ, особенностью которой является сочетание материалов кордуры и кевлара с добавлением лайкры (Lycra) для большей эластичности. Фирма Sivera, как пример, использует IBQ STRONGFLEX для усиленных, чрезвычайно прочных вставок на одежде.

Со временем натуральные материалы ввиду малой практичности были вытеснены синтетическими. Однако до сих пор некоторые производители пробуют создавать ткани на основе натуральных продуктов. Так, например, испанская фирма, переименованная с недавнего времени как "37.5", изобрела довольно-таки интересный материал и выпустила его под торговой маркой Cocona. Ткань на основе активированного угля полученного из скорлупы кокосовых орехов . Одежда из этого материала обладает интересными свойствами такими как:

  • Нейтрализация запахов (тела, тканей, табака): причём это свойство восстанавливается после стирки и, как утверждает производитель, сохраняется на протяжении всего срока использования
  • Охлаждение при испарении: ткань быстро впитывает влагу и стремительно сохнет
  • Защита от ультрафиолета: опять-таки по заявлению изготовителей, в два с половиной раза превышает показатели обычного полиэстера

Можно назвать ещё ряд фирм и торговых марок, но, предполагаю, что у читателя уже может возникнуть путаница. Итак, что мы называем брэндом? В данном случае бренд - это все те названия, что дают производители своим материалам. Все эти ткани, так или иначе, будут иметь в своём составе натуральные или синтетические волокна, о которых мы говорили в начале статьи. Чтобы было еще понятнее рассмотрим пример:

У нас есть куртка фирмы RedFox, именно их значок красуется на самом видном месте. То есть конечный продукт дело рук компании RedFox. Далее видим бирку Polartec и это тоже бренд, но уже производителя материала. Polartec – это зарегистрированная торговая марка, а не определённая ткань как многие полагают; компания Polartec выпускает не один десяток различных по составу продуктов. Из чего на самом деле состоит материал можно прочесть на бирке, находящейся на внутренней стороне куртки, например, 100% полиэстер или 80% полиэстер 20% шерсть, в общем, что-то в таком духе. То есть химический состав  будет написан только на внутренней бирке, а всё остальное это бренды и торговые марки, которыми именуют свои ткани производители. 

Для чего вообще разбираться в этих названиях спросите вы? В первую очередь, чтобы вас не обманывали в магазинах. Не каждая вещь, которая похожа, на первый взгляд, на ту же Cordura ею является. И потом, если на вещах, которые вы хотите приобрести, будет бирка с брендом, изготовившим ткань, вы будете более уверенны в её качестве; и вы всегда сможете найти более подробную информацию о свойствах вашей покупки. 

На этом закончим первую часть серии статей о материалах. Теперь у нас есть представление о базовых тканях и о том, какие характеристики важны для нас – туристов и путешественников. В следующей части будем разбираться в более сложном на первый взгляд понятии – "мембрана".

 

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

    Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

    Читайте также