Императорский мост
Императорский мост – одна из исторических и самых узнаваемых построек Ульяновска, кроме того, проезжая по мосту можно полюбоваться прекрасным видом на Волгу.
Координаты: 54.3158,48.4411
Описание
Императорский мост — совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Волгу (Куйбышевское водохранилище) в городе Ульяновске. Название «Императорский» мост получил из-за того, что его строительство было приурочено к 300-летию царствования дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году очень масштабно по всей Российской Империи. В 1910 году Император Николай II подписал указ о строительстве моста черед Волгу в городе Симбирске и выделил огромную по тем временам сумму в 15 млн. рублей
Другие названия — мост Свободы, Ульяновский, Симбирский, «Старый» (относительно нового двухъярусного, открытого в 2009 году). Официально называется «Императорский мост», что подтверждено табличками у въезда на мост.
Находится на 896 км перегона Ульяновск — Верхняя Терраса, линии Инза — Чишмы Куйбышевской железной дороги. Автор проекта инженер Н. А. Белелюбский, при участии инженеров А. П. Пшеницкого, О. А. Маддисона. Общая длина — 2089 м. Береговые пролётные строения длиной 60 м — с ездой поверху, остальные — металлические пролётные строения (фермы) с ездой понизу. Совмещённый железнодорожный однопутный с автомобильным (две полосы).
Мост построен в 1913—1916 годах исключительно как железнодорожный. В 1913 году фирма «Тами и Дейчман» выиграла торги на строительство моста. Для строительства опор было решено использовать местный песчаник. Разработки велись в карьерах «Кучурный» близ села Артюшкино и «Мокрая поляна», восточнее села Солдатская Ташла. Для подвоза добываемого камня, к пристани Криушинского затона была построена узкоколейка «Смородино — Криуши», а затем камень на баржах переправляли в Симбирск. 3 марта 1913 года состоялась закладка моста.
Строительство задержали два происшествия:
- Пожар 7 июля 1914 года. Обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. Ущерб два миллиона рублей.
- Оползень Симбирской горы повредившие опоры моста, 29-31 мая 1915 года.
Торжественное открытие, после восстановления моста, названное «Императорский Его величества Николая II», состоялось 5 октября 1916 года. Во время Гражданской войны (1918 г) мост пострадал по приказу полковника Каппеля, один из пролётов моста был взорван отступающими частями белогвардейцев.
В связи со строительством Куйбышевского водохранилища потребовалась реконструкция моста. Была построена автомобильная очередь к северу от железнодорожного пути. 10 августа 1958 года состоялось открытие автомобильного моста