Большое путешествие Алтай - Монголия - Байкал (Часть 2)

Дата публикации: 25 . 08 . 2016

Большое путешествие Алтай - Монголия - Байкал (Часть 2)

 

Продолжение рассказа, первая часть здесь

Техническое описание маршрута и карты здесь

Из Ташанты через Монголию на Байкал

Вечером в воскресенье мы встали в очередь на границе в селе Ташанта, перед нами всего пара машин, сзади пока никого, но уже утром мы поймём, что правильно поступили: очередь выстроилась большая, вереница машин уходит далеко за поворот. Границу пересекли быстро, часа за три, причём с нашей стороны всё чётко, понятно и быстро, а вот монголы работают примерно как ленивцы из мультфильма «зверополис».

 

 

Только проехали границу, тутже какой-то пьяный монгол начинает впаривать автостраховку и говорит, что ему нужно заплатить транспортный налог. Приятель не вызвал ни малейшего доверия, поэтому прикинулись дурачками, сказали, что нас ждут в ближайшем городе со всеми документами. Монгол упорно настаивал и даже угрожал тем, что нам нужно разворачиваться, но через минуту подошла девушка в форме пограничника с нормальными квитанциями, и вот ей мы уже заплатили транспортный налог в размере 500 рублей; страховку оформлять не стали, решив, что разберёмся с этим в ближайшем городке.

Этот пьяный халявщик немного напугал Анюту, для меня же не было ничего необычного, такие ребята есть везде, где можно напугать свежих, ещё не успевших понять что к чему туристов, в любом случае они дальше слов не заходят, да и в таком состоянии, как у этого любителя алкоголя,  вообще трудно было как-то нам навредить.

Фуф, самая неприятная часть позади, встряхнули головы, мы в Монголии! Отъезжаем от границы на несколько километров и тормозим, чтобы нормально позавтракать. Сидим недалеко от дороги, которая, кстати, такая, как мы и ожидали: основная разбитая гравийка и несколько просёлков, идущих вдоль нее. По одной из тропинок к нам тихо подъезжают на мотоцикле два молодых монгола. Аня ещё не успела пережить первого знакомства с иностранцами, поэтому начинает паниковать и первым делом решает угостить ребят конфетами. К слову, парни выглядели как обычные деревенские ребята, только вот в отличие от наших, они подъехали и сразу же растянули широкие улыбки на своих лицах. Пытаемся что-то сказать, но не можем понять друг друга, они ни по-русски, ни по-английски не говорят, однако, продолжают стоять, смотреть и улыбаться, от конфет поначалу отказывались, но Анюта была настойчива. Через пару минут они показали нам на баллон с водой; «Вам воды налить?» - немая сцена; парень берёт баллон и показывает, что не вода нужна, а сам баллон. Андрей достаёт пустую тару, вручает им, и те, всё также улыбаясь и что-то говоря между собой, садятся на мотик и едут дальше. Позже мы их еще пару раз догоняли, они по-прежнему широко улыбались и махали рукой.

 

Не могу сказать, что дальше мы много общались снаселением Монголии, но все, кто нам встречался были удивительно приветливы, улыбчивы и доброжелательны, картину портил только тот самый русифицированный пьяница на границе. Анюта, Юля и Андрей быстро привыкли к любопытству монголов и уже сами при любой возможности улыбались и махали каждому встречному. Меня видимо чаще принимали за своего и, если никого не было рядом, почти не обращали внимания, видимо Башкиры похожи на Монголов.

 

От первого крупного селения началась шикарная асфальтовая дорога, она нас приятно удивила: буквально пролетаем огромные участки горных степей, виды за окном невероятные, контраст огромных пустынных пространств с высокими горами, сотни птиц и животных, песок  и зелень. Доезжаем до города Ховд и удивляемся его устройству: если на окраинах - это юрты, окружённые забором, то ближе к центру – это многоэтажки и большие магазины, банки, супермаркеты и вполне цивилизованные заправки. Здесь мы хотели обменять валюту, - в Монголии тугрик и рублями практически нигде не расплатиться. Но в Ховде мы этого сделать не успеваем, прямо перед носом закрывается тот банк, в котором меняют деньги, а меняют их далеко не везде, как выяснилось.

Ну, ничего страшного, завтра поменяем в другом городке, запас бензина есть, а продуктов у нас вообще хватит на ближайшие недели две. Продолжаем радоваться шикарному асфальту до озера Толбо-нуур, дальше начинается именно та дорога, о которой мы много читали - пыльная гравийка с множеством параллельных дорожек. Читали много, но не до конца понимали, как быстро сможем по ней ехать и здесь мы немного запереживали. Беда в том, что у нас всего 7 дней на Монголию, дорога только ухудшается, а мы удаляемся всё дальше от дома, и ещё предстоит большой путь назад, да и Байкал не хочется проезжать мимо. К сожалению, отпуск дают до определённого числа и, посчитав примерное количество километров, которые нам нужно проезжать при нашей скорости, поняли, что посетить пустыню Гоби мы точно не успеем, да и вообще отклоняться от самой прямой дороги до границы в селе Кяхта нам не стоит. Дорога становится только хуже, останавливаемся подумать, становится немного грустно, находимся в странном растерянном состоянии.

И тут случается один из тех моментов, о которых потом рассказывают, как о знаках свыше. В самый подходящий для нас момент проезжает мимо легковая bmw, увидев знакомые номера, останавливается, и мы знакомимся с очень приятной парой - Евгением и Ингой.  К слову, это одна из двух машин с российскими номерами, которых мы встретили за всё время пути в Монголии. Они едут из Питера во Владивосток! Говорят, что спрашивали дальнобойщиков и дорога будет участками то лучше, то хуже, то вообще асфальт. Ребята так легко и непринуждённо говорят о предстоящем пути, что мы подхватываем их задор и, вдохновившись, больше ни на секунду не задумываемся, что успеем пройти запланированный маршрут в срок. С ними мы продолжили путь и даже ночевали вместе недалеко от следующего городка, жаль только не обменялись контактами. Ребята ехали быстрее нас, и после очередной остановки мы их уже не встретили, но если вдруг они прочтут этот отчёт, пусть знают, что отчасти благодаря им наше путешествие прошло по плану, спасибо!

 

 

Да, в итоге достопримечательностей из путеводителей мы практически не посетили, но ведь и цели такой не ставили. Все наши путешествия получаются по-настоящему интересными только тогда, когда в подготовленный план вмешивается что-то внезапное. А тут дорога сама дорога преподносила ощущение новизны и неизвестности, что лично мне всегда доставляет истинное удовольствие. Едем по Южному пути, он самый асфальтированный. Из 2000 км. по Монголии  около 1100 ехали по асфальту. Гравийка, однако, запомнилась больше: там и пейзажи были интереснее и сама Монголия была той самой – дикой и пустынной . 

Проезжаем  в среднем по 300 километров в первые дни, часто останавливаемся фотографировать то разыгравшуюся погоду, то  стада верблюдов, то необычный для нас, пустынный ландшафт. К дорогам уже окончательно привыкаем, отрабатываем систему поиска наилучшей колеи и выбора скорости, на которой не чувствуется дорожной «гребёнки», единственное, что доставляет приличный дискомфорт – это вездесущая пыль, постоянно проникающая в салон, но и к ней потихоньку начинаем привыкать. На юге Монголии воды встречается мало, не говоря о нормальных водоёмах. Лишь однажды мы остановились у небольшого озерца, которое оказалось солёным, а немногочисленные реки, пересекающие наш путь были очень грязными. Питьевую воду мы брали в магазинах или кафе, поэтому стоянки никогда не были привязаны к наличию живительной влаги.

 

Ещё нам очень нравились все наши ночёвки. Это так круто, когда ты можешь в любой момент съехать с накатанной дороги к какому-нибудь живописному холму, или даже заехать на него, полюбоваться сначала удивительными вечерними пейзажами, а после бесконечным звёздным небом и спокойно уснуть в тишине окружающих гор и степей. Это ощущение свободы и безграничных просторов, пожалуй главное, что мы увезли из Монголии.

А в один из вечеров погода устроила нам настоящий киносеанс, прямо над хребтом, у которого мы стояли, разразилась гроза, облака зависли над горами и вспышки молний создали потрясающее световое шоу. А мы в это время сидели в удобных креслах, направив свои фотоаппараты на это чудо; грозовая туча так и осталась над холмом, абсолютно не задев нас. Правда молнию поймать в объектив так и не удалось, но ничего страшного, в памяти вечер останется надолго.

 

 

Ближе к Улан-Батору, в который мы решили заскочить, асфальт уже был постоянным. Но сама Монголия в тех краях уже стала не настолько дикой и неизведанной. Всё чаще стали появляться туристы, кафе и гостинницы, да и пейзажи стали попроще. Хотя где-то по дороге мы нашли кусок настоящей пустыни с большими песчаными дюнами. Я, честно говоря, давно мечтал побегать по таким барханам, ощутить то, что чувствуют герои фильмов и передач про пустыни, и на мой взгляд это было здорово. Мы носились по горячему песку, фотографировались и снимали непонятные видяшки, - в общем, весело провели часок в этом необыкновенном для простого россиянина месте.

В Улан-Баторе мы надолго не задержались, после шести дней в одних из самых безлюдных мест на планете, большой шумный город показался настоящим испытанием, к тому же было очень душно от пыли и смога, висящего над городом. Мы пытались найти большой рынок, про которой узнали в "Орле и решке", чтобы набрать там сувениров для себя и близких и даже нашли его, но оказалось, что размеры этого рынка просто гигантские, но самое плохое, что основная его часть - это товары китайского ширпотреба. Мы даже попытались пройти пару рядов, но суматоха, духота и прочие блага цивилизации быстро погнали нас на выезд из города. Мы с Анютой забежали в храм, где стоит огромная статуя будды, но и она оставила меньше ощущений, чем всё, что было до этого в степях. Сфотографировавшись на центральной площади, с самым знаменитым Монголом – Чингиз-Ханом,  мы двинули в сторону границы. Сначала думали, что проведём ещё одну ночь где-нибудь в степи, но уже вечером решили, что границу будем пресекать в ночь, так как здесь она работает круглосуточно и без выходных, а мы сможем сэкономить ещё один денёк для Байкала.

 

В целом Монголия безусловно покорила нас, как природой, так и людьми, и местной культурой. Правда осталось чувство недосказанности, как будто мы забыли сделать там что-то очень важное и нам определённо хочется туда вернуться. Наверное, в следующий раз мы приедем сюда в тот момент, когда у нас не будет жёсткого ограничения по времени, и мы спланируем маршрут, где не надо будет прогонять ежедневно определённое количество километров. А уж то, что посмотреть в Монголии предстоит ещё много мест – это однозначно, а значит мы обязательно постараемся побывать здесь вновь!

Переночевав в машинах на одной из Российских заправок, мы уже утром были у буддийского храма недалеко от Улан-Уде. Храм красивый, довольно-таки интересный, но нам как-то странно видеть сплошные коммерческие услуги в буддийских святынях. Ну да ладно, оставим размышления о религии знающим людям, нам же оставалось полюбоваться действительно красивой росписью и резьбой на этих храмах и двигать дальше к ещё одной мечте – Байкал!

 

 

Увидеть Байкал и… не знаю что, просто хотелось побывать тут. Что-то вроде галочки, но не той, что ставят на бумаге с пометкой желания, а той, что ставят где-то у себя в голове с чувством морального удовлетворения. Словом, Байкал был точно таким, как мы его себе представляли: приятная прозрачная, уходящая на километры в даль, вода, окруженная горами. Мы нашли хороший скрытый пляж, по которому удалось проехать на наших машинах ещё дальше вглубь, благодаря чему две ночи мы провели тут впятером: мы и Байкал. Делали походную баню, купались, загорали. А в первый вечер для нас снова было организовано удивительное световое шоу прямо над озером. На этот раз зацепило и нас, было немного страшновато, раскаты грома стремительно разбегались над водой, то и дело оглушая нас своим грохотом. В этот вечер снова пытались поймать заветную вспышку в объектив, но и на этот раз не удалось. На следующий день Байкал показал себя сначала в абсолютно спокойном состоянии, огромным зеркалом отражая закат. А через день, утром, когда мы собирались уезжать, не на шутку разбушевался, захлестнув нас  волнами, сравни морским.

 

 

А дальше была дорога домой, долгая не всегда интересная, но всё же дорога, а мы её с каждым разом любим всё больше.

Целый месяц в постоянном движении, когда каждое утро ты знаешь, что вечером будешь совершенно в иных условиях, будешь смотреть на другие пейзажи, общаться с другими незнакомцами, и даже не представляешь, что будешь ощущать, но это тебя совершенно не пугает. Такие путешествия многому учат, много рассказывают даже не столько о тех местах, что ты посещаешь, сколько о тебе самом. О том, что ты можешь ехать 16 часов подряд, не мыться несколько дней, есть то, что есть, своими силами оказываться в тех местах, откуда до Китая или Непала в три раза ближе чем до дома. Эти путешествия раздвигают многие границы, а совершать такие поездки гораздо проще, чем многие думают, надо лишь попробовать.

В завершении всех моих письменных воспоменаний хочется в первую очередь поблагодарить Юлю и Андрея за каждый пройденный вместе километр. Без вас было бы всё сложнее и наверняка не так весело. Именно благодаря вам мы решились на такую большую поездку, хоть мы и любим ездить вдвоём, с вами было по-настоящему комфортно залезть в самые дальние дали по любым дорогам! А ещё спасибо японцам, умеют, блин, автомобили делать, - моя старенькая Витара и Хонда Элемент Андрея нас ни разу не подвели!

 

 

P.S.

Отдельная статья о технической стороне маршрута с картой, описанием дорог, особенностями прохождения границ и подготовки к такому путешествию читайде здесь. Спасибо за ваше внимание, не бойтесь приключений, садитесь в машины, автобусы или попутки и двигайте туда, куда давно зовёт вас ваш внутренний голос!

 


Комментарии (0)


    Другие статьи статьи: