Статьи

Маршруты

Места

Карта

Профиль
Большое путешествие по Алтаю

Большое путешествие по Алтаю

Оглавление

Введение

Путешествие как всегда начинается из родного города Уфа. За следующие 30 дней мы проделаем путь в 6937 километров на машине, 70 километров проплывём на пароме, пройдём два пеших маршрута вдвоём и проведём большую дружную группу по красивому маршруту в Алтайских горах.

Алтай настолько разнообразен и удивителен, что про каждый его уголок можно написать большую красочную статью, но, как и в нашем путешествии, мы лишь слегка прикоснёмся к каждому из чудес, чтобы увидеть общую картину этой невероятной горной страны.

Для меня любое приключение начинается с идеи, продолжается сбором вещей, а заканчивается в этот самый момент, когда уже готовы фотографии и я пишу об этом свой рассказ. Рассказ или отчёт, если хотите, - это своего рода путешествие по своему путешествию: ты пытаешься вспомнить интересные моменты, подмечаешь детали, о которых во время самого приключения и не задумывался. Рисуется полная картина, а уже в будущем тебе остаётся только любоваться ею.

Вот так прямо сейчас определилась цель написания этой статьи – оформление накопленного опыта в простую форму, чтобы поделиться им, подчеркнуть важное для себя и продолжить движение к следующим целям. Поэтому дальше постараюсь без лишней лирики.

 

Часть 1. Дорога до "Вечного странника"


 

Уфа. Собираем вещи, ехать далеко, надолго и на машине, значит, вещей можно и нужно брать много! Подумали мы и еле-еле впихнули всё в наш небольшой внедорожник. Во-первых, из Уфы едем втроём с Агнией (наш близкий друг, у неё тоже запланирован горный маршрут). Во-вторых, так как мы организуем поход для большой группы, везём с собой часть продуктов уже из Уфы. А в-третьих, у нашей suzuki vitara короткий багажник, что, впрочем, однажды хорошо выручит нас, но об этом позже.

 

 

Оставив разобранную в ходе ремонта квартиру,  рано утром отправляемся в путь. Агния, зная мою слабость к пицце, прихватила из города пару коробок, которой мы с удовольствием завтракаем  в поле где-то возле Сатки. До Челябинска доезжаем быстро, - этот участок трассы нам хорошо знаком, к тому же пейзажи Урала радуют глаз и ехать интересно. А вот дальше начинаются огромные, плоские как сковорода, Российские просторы, пейзаж практически не меняется, дорога по большей части прямая, короче говоря, - скукота! На таких участках больше всего тянет ко сну, но когда есть тема для разговоров, становится гораздо лучше, и время летит, и сонливость как рукой снимает; а тем, естественно, нашлось очень много, - спасибо Ане и Агнии!

Дорога в целом хорошая, разве что участок от Ишима до Омска был прилично разбит, но в тоже время огромные участки ремонтировались, что сильно нас замедляло. Зато когда ехали обратно многое уже сделали, и мы колесили по свеженькому асфальту.

Первую остановку на ночлег сделали в городе Ишим, остановились в приятном  и недорогом отеле, съехав с трассы в город. Вторую ночёвку на пути провели у хорошей подруги в Новосибирске, после чего, докупая аптечки и кое-какую снарягу,  почти полдня провели в этом городе, поэтому очередная ночь застала нас на самом въезде в Республику Алтай. Остановились в придорожном отеле, а уже утром начался тот самый, долгожданный вид из окон автомобиля на горы Алтая.

 

 

Сувенирные лавочки, копчёная рыба, остановки у красивых ручьев это всё нам уже хорошо знакомо из предыдущих поездок на Алтай, тем не менее на своём авто останавливаться можно гораздо чаще и, в отличие от автобусов на которых мы ездили до того, никуда спешить не надо, - чем мы с удовольствием пользуемся, двигаясь к  нашей любимой базе в посёлке Маральник.

База “Вечный странник”, уже ставшая нам родной: здесь мы впервые увидели звёздное Алтайское небо, отсюда вышли в свой первый горный поход, провели первую группу в качестве инструкторов и вот, после нескольких лет расставания, мы снова здесь!

 

 

Весь следующий день посвящаем подготовке будущего группового похода: фасуем продукты на 22 (!) человека, проверяем общее снаряжение и успеваем съездить в Усть-Коксу за оставшимися продуктами. Хорошо потрудившись, оставляем в запасе три дня до прибытия наших друзей. И конечно же было бы глупо просто сидеть на базе, когда вокруг столько гор!

 

 

Часть 2. Знакомство с теректинским хребтом


 

Так как большинство ближайших долин Катунского хребта мы уже исследовали, было решено, наконец-таки, посмотреть на соседний Теректинский хребет: он находится по другую сторону Уймонской долины, в которой лежит село Усть–Кокса. К тому же подруга Агнии, которая живёт у самого подножья хребта – Оля, подсказала нам хороший короткий маршрут и даже разрешила оставить нашу машину у себя во дворе, за что ещё раз хочется передать ей огромное спасибо! 

Встаём с рассветом, позавтракав яичницей у небольшого ручья в долине, и направляемся назад к Усть-Коксе, перед ней сворачиваем в сторону посёлка Баштала. От сюда и начнётся наш небольшой пеший маршрут.

 

 

Теректинский хребет

Маршрут небольшой, но невероятно красивый, а значит и фотографий у нас немало, поэтому все три статьи о пешеходных частях путешествия будут на отдельных страничках, и первый рассказ о Теректинском хребте здесь.

Алтай. Маршрут "Три долины"

Сразу после маршрута мы вернулись на базу и вечером того же дня встречали нашу большую и дружную группу, а уже на следующее утро мы всей компанией отправились в девятидневный поход по трём долинам: Куйгук, Мульта, Крепкая.

 

Часть 3. В долину Актру. Красоты Чуйского тракта


 

Группу проводили, но не всю, с нами ещё на пару дней остаются Яна и Юля, с ними проводим целый день на базе, гуляем по ближайшим горкам и, на прощание, оглядываем виднеющиеся вдалеке снежники, у которых гуляли буквально несколько дней назад.

Упорно дожидаясь начала следующего дня, не ложимся спать, чтобы вместе отметить день рождения Юли. Получилось, 12:00 и мы не уснули: разливаем холодное шампанское по ледяным кружкам, тортик, скромные подарки и шикарное поздравление в виде сочиненной песни от лучшей подруги. Было весело, но основная развлекательная программа будет завтра, разбредаемся спать по палаткам.

 

 

Новый день, начинаем новое приключение, основная цель – Чуйский тракт, который называют одной из самых красивых дорог в мире, причём не только местные жители (как это обычно бывает), а множество авторитетных источников, в том числе и журнал National Geographic. Что ж отличный шанс проверить это, но для начала заедем в Дом-Музей Н.К. Рериха, который находится в селе Верх-Уймон совсем недалеко от нас.

 

 

Пожалуй, именно с этого момента Алтай начал открываться для нас с Анютой с совершенно новой стороны. Нам очень повезло с девушкой экскурсоводом: она так проникновенно и интересно рассказывала как о творчестве семьи Рерихов, так и о культуре и их мировоззрении в общем, что её слова послужили для нас своего рода прологом ко всему, что будет происходить с нами дальше. Это трудно объяснить, но её экскурсия была настолько интересной, что весь оставшийся день мы оставались под впечатлением. Я не могу объяснить что именно нас впечатлило, и каждый из нас четверых наверняка опишет свои эмоции по разному, но факт в том, что  этих эмоций была масса. А новые эмоции и ощущения, на мой взгляд, это и есть самое значимое в любом путешествии.

После экскурсии мы накупили кучу открыток и календариков в небольшом очень уютном магазинчике при музее и решили, что обязательно повесим репродукцию одной из картин у себя дома, чтобы вспоминать этот интереснейший момент.

Едем дальше доверяясь путеводителю, так как ничего конкретного про Чуйский тракт до этого мы не знали. Вычитали до поездки лишь список достопримечательностей, которые принято посещать туристами. Сегодня в планах доехать до слияния рек Чуя и Катунь, попутно узнавая, из какого населённого пункта можно уехать автобусом в сторону Горно-Алтайска, потому что уже на следующий день нам придётся проводить Яну и Юлю в обратный путь. Мы же с Аней двинемся дальше.

 

 

Чуйский тракт – одна из самых красивых дорог в мире! Теперь уже сами будем говорить об этом всем. Мы, конечно, видели не так много дорог, но здесь настолько невероятные пейзажи, что в любом случае Чуйский тракт заслуживает таких лестных слов. Более того, сама дорога в отличном состоянии, двухполосная, но машин очень мало, - ехать одно удовольствие.

Уже к вечеру подъезжаем к селу Иня, что совсем недалеко от слияния Чуи с Катунью, там узнаем, что рейсовый автобус отходит завтра в 7 утра. Отлично, значит, у нас есть один вечер, чтобы посидеть у костра и ещё раз поздравить Юлю. Уже в темноте спускаемся к галечному пляжу на берегу Катуни, ставим палатки, открываем красное вино и закрепляем в памяти сегодняшний день, а он выдался очень даже неплохим.

 

 

Как и планировали, утром расстаёмся с нашими друзьями, с этого момента путешествуем уже в привычном составе: Я и Анюта. Буквально в нескольких километрах от места ночёвки останавливаемся у придорожной кафешки Чуй-Озы. Как оказалось, здесь же есть небольшой краеведческий музей, несколько древних курганов и ряд петроглифов. И снова удачно находим экскурсовода: истинный Алтаец с огромным багажом знаний о всей культуре Алтая в течение следующего часа расскажет нам и о значении петроглифов и поведает несколько легенд об этих местах, а также направит к следующему, гораздо большему скоплению петроглифов.

После духовной пищи, тут же, наслаждаемся пищей обыкновенной. Хотя не совсем обыкновенной: во-первых кафе оказалось очень приятным, чистым с доброжелательными работницами. Во-вторых, еда была прекрасной, не то чтобы новой, для нас из Башкирии (весь Тюркский народ, между прочим, вышел с Алтайских гор, как рассказывал нам экскурсовод), но по-настоящему вкусной! Хотя Чок-Чок (три шарика похожие на пирожное), который мы приняли за наш Чак-Чак, нам не понравился. Чок-Чок готовится на основе популярного на Алтае и у Тюркских народов в целом талкана, который представляет собой проросшее необмолоченное зерно, измельченное в своеобразную муку.

 

 

В музее, собранном под крышей традиционного жилья Алтайцев – аила, нас даже нарядили в национальные одежды, а в конце экскурсии предложили большой индивидуальный тур по историческим местам Алтая, но от последнего предложения мы отказались. Всё-таки нам больше нравится двигаться вперёд с чувством лёгкой неизвестности. Но настойчивой рекомендации заехать в следующий комплекс петроглифов мы решили последовать.

 

 

И как выяснилось не зря. Петроглифов в нём огромное множество! Сначала мы бродили там одни, так как местного экскурсовода на месте не оказалось, и, честно говоря, интерес понемногу стал пропадать, - плохо, когда не совсем понимаешь на что обратить внимание и не знаешь хоть какой-нибудь истории. 

Но только мы собрались ехать дальше, как перед нами появились двое ребятишек. Один из них сначала очень робко спросил, видели ли мы марала, спрятанного под камнем, затем предложил посмотреть на изображение руки, находящееся на выступе скалы, после чего совсем раскрепостившись, начал проводить для нас полноценную экскурсию! Оказалось, что это внук женщины экскурсовода, он уже давно ходит вместе с бабушкой и очень хорошо запомнил всё, что она рассказывает. Было крайне интересно слушать всё это из его уст, мальчик рассказывал удивительные легенды, связанные с рисунками и версии о том, что изображали в древних посланиях.

 

 

Всё это было похоже на сцену какого-то приключенческого фильма, никогда не думал, что такое бывает в действительности: на фоне потрясающих пейзажей, двое мальчиков бегут впереди тебя,  показывают древние наскальные рисунки, рассказывая о них необыкновенные истории…  Ребята, конечно же, были награждены конфетами, которые мы смоги найти у себя в машине.

Отличное место и прекрасная экскурсия, но пора продолжать наш путь. А двигаемся мы в сторону Курайской степи и долины Актру.

 

 

Дорога продолжает поражать нас своими пейзажами, за каждым новым поворотом что-то необыкновенное. Анюта вновь и вновь, не уставая спрашивает меня, не хочу ли я остановиться и достать фотоаппарат.  Пожалуй, если бы я каждый раз поддавался на её уговоры, картинок было бы в разы больше, но нам засветло нужно доехать до места назначения – базы Перевалка. Так как доехать к ней можно только свернув с Чуйского тракта, проехав приличный участок бездорожья, да ещё и с серией бродов, - в темноте это сделать было бы сложнее.

 

 

Правильную дорогу нашли сразу, преодолев нормальный для высокой машины брод, прокатившись по Курайской степи и,забравшись по довольно-таки непростому подъёму в гору, доехали до места назначения. Перевалка - это небольшая база откуда начинается маршрут в долину Актру, она находится на берегу реки, но с водой тут, тем не менее, проблема, - река очень мутная и для питья практически не годится. От базы можно заброситься на больших внедорожниках прямо к альплагерю Актру, а мы, конечно же, пойдём пешком, благо путь недальний и идти по дороге. Но ближайшую ночь мы проведём здесь, перед сном налюбовавшись шикарным закатом.

 

Долина Актру. Восхождение на Купол Трёх Озёр

Небольшой, но наполненный множеством интересных фотографий, рассказ на странице о пешем походе в долине Актру.

 

Часть 4. Джумалинские источники


 

Спустившись из долины Актру, мы тут же направились дальше по Чуйскому тракту в село Кош –Агач, которое находится уже совсем недалеко от границы с Монголией. Село располагается на ещё большей по масштабам равнине Чуйской степи. В нём останавливаемся на ночлег. Решили, что после нескольких недель ночёвок в палатке, пора подзарядить электронные устройства выйти в интернет и воспользоваться цивилизованным душем. Остановились в гостинице “Расул”: довольно-таки приятное тихое местечко с видом на горы, обступившие по кругу всю степь.

На следующий день в планах посетить Джумалинские источники, о которых узнали в интернете, посмотрев приятный видео ролик, рассказывающий о целебных свойствах и духовной значимости этого места. К тому же источники находятся у границы небезызвестного плато Укок, где нашли захоронение знаменитой “Алтайской принцессы”. 

 

 

Оказалось, что добраться до источников не так легко. Съезжаем с асфальтированной дороги и едем по длинной песчаной дороге напрямик через всю степь. На подъезде к горам проходим таможенный пункт (въезд в приграничную территорию). Процедура несложная и занимает всего 15 минут, очереди почти нет. По дороге встречаем голосующую девушку из Екатеринбурга, говорит, собирается на Укок, нам в том же направлении, поэтому берём с собой попутчицу и уже втроём продолжаем движение.

Пейзаж в очередной раз меняется на глазах: только что колесили по необъятной степи, и вот уже виляем по небольшим горным серпантинам. Причём горы совершенно не похожи на всё что мы видели прежде, - они кажутся невысокими, но, за счёт большой высоты самого плато, мы едем на отметке около двух тысяч метров над уровнем моря.

То и дело между холмов замечаем настоящие Аилы, стада яков и табуны лошадей. Люди здесь по-прежнему ведут кочевой образ жизни, но в тоже время,  они в курсе всех мировых событий и достижений. У них есть телевизоры, компьютеры и всё прочее, но им привычнее тот образ жизни, в котором жили их предки. Всё это мы узнаем, когда останавливаемся у одного из аилов, рядом с которым стоял небольшой шатёр с надписью, мгновенно заставившей меня остановиться, – «Пирожки»!

 

 

Женщина, встретившая нас, рассказала о том как они живут, одновременно приготавляя прямо при нас вкуснейшие пирожки с картошкой, - я был счастлив, столько вкусной выпечки, которой мне так не хватало последние пару недель! Хозяйка постеснялась и попросила не фотографировать её, но мы на долго запомним эту небольшую встречу с прекрасным добродушным человеком, живущим, словно в ином, не похожем на наш, мире.

Вдоволь наелись, прикоснулись к местной культуре и двинулись дальше, через несколько десятков километров сворачиваем с грунтовой дороги, ведущей в Джазатор, на просёлочную, которая идёт к плато Укок. С этого момента скорость совсем падает, дорога трудная, много больших камней и промоин. На низкой машине здесь проехать уже крайне трудно.

 

 

Нам тоже было не просто: прилично ударились днищем, помяв выхлопную трубу, но большее беспокойство вызывало чувство неизвестности. Местность вокруг просто невероятная, плюс ко всему тяжёлые дождевые тучи окутывают вершинки гор; немного не по себе от всего происходящего. "Куда мы вообще едем?"

Через какое-то время нас догнали два серьёзных внедорожника, и стало спокойнее. Девушка попутчица ловко договорилась пересесть к ним на Джумалинских ключах,  чтобы доехать до Укока. Наша же цель добраться до ключей, что мы через некоторое время успешно выполняем.

 

 

Не буду цитировать википедию, расскажу только о наших впечатлениях. Джумалинские ключи – самая дальняя точка нашего путешествия. И это место оказалось действительно интересным. Об окружающих пейзажах, думаю, вы уже устали читать, но они вновь очаровывают. Во всём этом окружении стоят несколько жилых домов и домики, внутри которых находятся ванны, вода в них поступает напрямую из источников. В любую из ванн можно свободно заходить и купаться, в некоторых даже стоят печки, чтобы было тепло выныривать. А самое классное - это большой бассейн на открытом воздухе всё с той же лечебной водой! Бассейн с такими видами – мечта!

Планируя доехать до ключей, я думал только о самом месте, представлял, что мы проведём там несколько дней, окунёмся в атмосферу тишины и умиротворения, о которых рассказывали в том самом видеоролике. На деле же всё оказалось немного иначе. Больше всего впечатлений вызвала сама дорога до места, ощущение неизведанности, что она подарила и тот момент, когда ты понимаешь что несколько месяцев назад сидел за компьютером и лишь мечтал, что сможешь попасть в эту маленькую точку на карте. Но вот ты встаёшь из-за стола придумываешь маршрут, преодолеваешь тысячи километров дорог, сотни препятствий и десятки неудач, но всё же ты тут, ты умеешь достигать целей, ты живой.

Желание погрузится в себя и просидеть тут несколько дней внезапно пропадает, хочется двигаться дальше. Цель уже достигнута, ценный опыт получен, и мы не напрасно приехали поплавать в бассейне находящемся в паре сотен километров от цивилизации. К тому же тучи сгущаются, погода становится всё хуже. Решаем вернуться к Аилу с пирожками, чтобы переночевать, - там гораздо ниже и спокойнее.

 

 

Двигаясь обратно уже представляем куда и сколько нам ехать, поэтому чаще останавливаемся, чтобы оглядеться вокруг, правда, поднялся настолько сильный ветер, что сложно было не то чтобы фотографировать, а даже открыть дверь машины, чтобы выйти.

Замечаем каменный Тур, что ставят  на вершинах гор или перевалах. Оказывается, действительно, перевал, - не заметили его, когда ехали в ту сторону, а высота его не много не мало – 2680 метров, для нашей машины это рекорд!

Уже почти выехали на хорошую дорогу, как перед нами предстала одна из самых невероятных картин, которые мы когда-либо видели.  В густой массе серых облаков образовался большой коридор, который был раскрашен невероятными оттенками. К сожалению камера не может передать всей глубины цвета и масштабов происходящего, поэтому вам придётся поверить нам на слово - это было потрясающе!

 

 

Уже в темноте доехали обратно к знакомому Аилу, рядом  с которым поставили палатку. Хозяйка даже предлагала освободить гостевой домик, построенный неподалёку, чтобы мы ночевали в нём, но мы, конечно же, отказались и под завывания ветра уснули в своей палатке

 

 

 

Морозное утро, хозяйка говорит, что скоро начнётся зима, а в горах, откуда мы приехали, уже выпал снег (восьмого августа!). Наверное, не зря мы решили не оставаться там. Теперь двигаемся назад - домой, но другой дорогой, на Алтае ещё есть чего посмотреть!

 

Часть 5. Перевал Кату-ярык, Каменные грибы и Телецкое озеро


 

Для начала нам предстоит вернуться в Кош-Агач, вновь проехав по огромной Чуйской степи.

 

 

Потрясающе, вчера убегали от снежных туч, а уже сегодня колесим по пустыне: говорят, в Кош-Агаче даже разводят верблюдов, но, к сожалению, в это время их загоняют на фермы и свободно пасущихся горбатых существ мы не увидим, отчего Анюта прилично расстроилась.

Вернулись на тракт, снова асфальтовая дорога, окружённая красотами горного Алтая: цветные скалы и изумрудные реки на фоне ледников. Правда, асфальтом будем наслаждаться недолго, сворачиваем с Чуйского в селе Акташ, в сторону посёлка Улаган.

 

 

Верблюд! Испугав меня, закричала Анюта. И вправду верблюд, конечно не целое свободное стадо, как мы мечтали увидеть, но тоже приятный сюрприз, никогда бы не подумал, что увижу верблюда на Алтае.

 

 

Двигаемся дальше, по пути посещая достопримечательности, о которых узнаём из путеводителя, купленного в одной из сувенирных лавок. Понравилось гейзерное озеро, которое находится совсем недалеко от трассы, рядом с селом Акташ. Проезжаем так называемые Красные ворота, и по долгой грунтовой дороге доезжаем до перевала Кату-Ярык.

Перевал знаменит своей крутостью, представляет собой серпантинный спуск в долину реки Чулышман. Девять витков узкой грунтовой дороги называют самым опасным автомобильным перевалом на Алтае. 

 

 

Постояли, посмотрели, побоялись, но всё равно покатили вниз. Всё оказалось не настолько страшно: дорога хоть и узкая, но есть ряд кармашков, на которых можно разъехаться со встречным транспортом, хотя, смотреть в сторону обрыва немного волнительно. Большую, чем спуск, проблему вызовет подъём, особенно на легковом моноприводе. Специально для таких смельчаков здесь дежурят грузовики, которые за кругленькую сумму готовы втащить вас наверх. На полном же приводе и с опытным водителем перевал не представляет особой сложности.

Заночевали в нескольких километрах ниже по течению реки Чулышман, в палатке на берегу. Завтра предстоит проехать весь каньон, образованный рекой, до южной стороны Телецкого озера.

 

 

В очередной раз напишу про пейзаж - в долине реки он просто невероятен: со стен каньона то и дело срываются водопады, дорога прорезает скалу за скалой, прижимается к бурной реке и вновь выходит то на зелёную поляну, то на пустынные равнины.

Путеводитель ведёт нас к следующей достопримечательности – Каменные грибы. Находятся они на другой стороне реки, куда, за не самую скромную плату, переплавляют на лодках местные туристические базы, но место того стоит.

 

 

Причудливые формы, созданные природой, - крайне любопытное явление, которое нам посчастливилось наблюдать. Говорят, постепенно они разрушаются, многие ножки уже без шляпок, а через десяток-другой лет может разрушиться большая их часть. С этим даже связывают легенды о том, что с последним упавшим камнем наступит конец света или что то подобное, что ещё любят предрекать.

 

 

Длинная грунтово-булыжная дорога ведёт нас всё ближе к Телецкому озеру. На пути всего две небольших деревеньки, бензозаправок нет. Ближе к вечеру, наконец-таки, видим самое крупное озеро Горного Алтая. За многие годы посещения этого удивительного края мы так и ни разу и не посещали популярное Телецкое, и вот сейчас оно перед нами.

 

 

Остановились в кемпинге «Золотые пески», находится он на песчаной косе прямо у Телецкого озера, есть несколько гостевых домиков и огромный пляж. После наводнения весь пляж усыпан ветками обломанных деревьев, что, на самом деле, придало этому месту ещё больше очарования. Туристы жгут огромные костры, строят причудливые фигурки из веток, общая картина получается крайне атмосферной. Наблюдая закат над озером, гуляем по пляжу, попутно выясняя существует ли паром, который может переправить нас на северную сторону Телецкого озера.

 

 

Выясняется, что паром есть, ходит не часто и нет никакого графика. Но нам повезло, и сегодня вечером здесь ждут его прибытия. Приятная девушка, работающая на базе, говорит, что уже есть очередь на паром, записывает нас четвёртыми, но есть ещё очередь с соседней базы, так что шансы уехать на ближайшем пароме очень невелики. Следующего парома, как говорит нам хозяйка, можно ждать очень долго.

Уж очень хочется попасть на этот паром: во-первых, это сократит наш путь на пару сотен километров, во-вторых, не надо будет вновь ехать по не самой приятной грунтовой дороге назад, а в-третьих, прокатиться по всему Телецкому озеру наслаждаясь видами вокруг – это же просто шикарно!

Паром прибывает вечером. Капитан говорит, что погрузка и отправление будет в 7 утра, сколько машин влезет, сказать не может, утром говорит, разберёмся. Но уже явно видно, что желающих гораздо больше, чем мест на барже и даже теоретически мы по очереди не попадаем. Загадываем, чтобы всё-таки нам удалость поплавать по Телецкому и ложимся спать, сначала прямо у костра, а затем перебравшись в машину

 

 

Рано утром выстраивается большая очередь из внедорожников. Кто-то в наглую втискивает свои автомобили как можно ближе к парому, мы же стоим в стороне, уже подумывая, что делать без парома. Та самая девушка что вчера записывала нас в очередь, говорит нам быть на чеку, что ещё всё реально, капитан, тем временем уже загрузил около восьми машин  и, кажется, что на этом всё. Внезапно хозяйка кричит мне – “Роберт шевели батонами, подгоняй машину”, - оказывается, что есть ещё немного места спереди, а из всех внедорожников наша Витара оказалась единственной короткой машиной, которая влезет на борт, и мы с огромной радостью и благодарностью той девушке еле-еле втискиваемся на баржу, ура! Очередное желание, загаданное на Алтае, сбылось.

 

 

Паром плывёт очень медленно, тем не менее, погода прекрасна и мы плывём по огромному Телецкому озеру, наслаждаясь видами. Оказавшись на другой стороне озера, мы, можно сказать, вернулись в цивилизацию. Здесь уже сотни туристических баз, крупные сёла и хорошие дороги. Контраст дикой природы и обжитых людьми территорий очень велик. Разум находится в небольшом смятении: как будто только что проснулся, после удивительнейшего сна, в который хочешь тут же вернуться, но заснуть уже не получается.

В этот же день доезжаем до столицы республики – Горно-Алтайска, который был уже совсем рядом. Останавливаемся там, так как хотим посетить главный музей республики, а открыт он будет только на следующий день.

Если музей Рериха в верхнем Уймоне послужил нашему приключению своего рода прологом, то национальный музей имени А.В. Анохина в Горно–Алтайске стал чем-то похожим на эпилог. В музее есть всё то, что мы наблюдали по ходу прошедшего приключения. Здесь есть и удобные трёхмерные карты рельефа, где мы увидели те самые хребты, по которым недавно гуляли. Есть залы, рассказывающие о животных, с которыми мы встречались. Есть информация о богатейшей истории и культуре Алтая, к которой мы не раз прикасались. Именно здесь находится знаменитая Алтайская принцесса с плато Укок. И всё это грамотно упорядоченно и  очень интересно рассказано. Мы взяли на кассе аудиогид, с которым ходили по выставочным залам, окончательно рисуя для себя всю картину этого невероятного края – Алтай!

 

 

 

P.S.

Дальше была дорога домой - в Уфу. По пути мы заезжали в некоторые города, чтобы немного осмотреться, но главное приключение на этот раз уже завершилось.

Путешествуйте! Какую бы форму это не приобретало, двигайтесь  в сторону неизведанного, открывайте всё новое и будьте благодарны за любой опыт приобретённой в пути!

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами

Комментарии

  1. user toptun777 12 июня 2017, 18:35(Комментарий был изменён) 0
    Прочитал, а как будто испытал всё это на себе…
    Очень интересная история! Заразительно! :)
    Хочу хочу хочу!
    1. user Роберт Валеев 13 июня 2017, 12:44 0
      Спасибо! Желаю и вам осуществить в ближайшее время! Алтай это удивительный край)
    2. user superdzen@gmail.com 03 июля 2017, 08:32 0
      Поездка супер. Сам хочу съездить. Подскажите, на Джумалинские ключи пропуск оформляли у погранцов?
      1. user Роберт Валеев 03 июля 2017, 09:19 0
        Да, на месте, там пропускной пункт после Кош-Агача перед въездом в горы, мимо не проехать (на карте у меня отмечен восклицательным знаком). У них минут за 10 выписали пропуск на въезд в приграничную территорию
      2. user Макс 03 июня 2018, 11:47(Комментарий был изменён) 0
        Хочу сказать Вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за восхитительные фото, за потрясающий и подробный рассказ. Работы проделано много. Спасибо Вам, многое для себя подчеркнул, спасибо!!! Ещё было бы не плохо указывать GPS координаты в описании тех мест где бывали, это очень упростит поиск.
        Был бы рад познакомиться лично ))
        1. user Роберт Валеев 03 июня 2018, 23:13 0
          И вам спасибо за отзыв! Действительно очень приятно! Думаю если есть желание, то наверняка встретимся))
          1. user Роберт Валеев 18 ноября 2018, 21:14 0
            Кстати, про координаты учли! теперь к статьям добавляем список достопримечательностей, если смотреть с компьютера то это справа от статьи наверху. Там список мест которые упоминаются в статье, можно перейти, прочитать подробную информацию и у всех точек есть gps координаты
          Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

          Читайте также