Статьи

Карта

Профиль
Алтай. Ак-кем и Кучерла.

Техническое описание и карта маршрута здесь

Путешествие наше началось как всегда с момента предъявления билета проводнику, поезд Уфа – Новосибирск - полтора суток на мысленную подготовку к предстоящему походу, помогала в подготовке книга Джона Кракауэра “В диких условиях” , которая, к слову, не покидала моей головы все последующие дни.

Долгая и до боли знакомая дорога из Новосибирска до базы по-прежнему не отягощает, дороги для нас всегда были приятной частью походов, и вот после 14ти часов в автобусе высадились в Мульте. Очень запомнилась подвозившая нас до “Вечного странника” мадам Полина, не каждый раз увидишь женщину за рулем военно-внедорожного УАЗа. И вот, отдохнув на нашей Любимой базе, послушав наставления самого лучшего инструктора, замечательнейшего человека и по совместительству хозяина базы Лёши, отведав вкуснейший завтрак, приготовленный не менее замечательной хозяйкой Раисой, мы отправились в путь.

Первый день, погода прекрасна, идем вверх – перевал Кузуяк. Перевал несложный, но после почти трех суток сидячей дороги и, не перестроившись после рабочих будней (в поезд мы с Анютой добежали сразу с рабочих мест) идем не торопясь, привыкаем к тяжелым рюкзакам. Почти на перевале находим старый нерабочий компас висящий на дереве, стрелка указывает вперед что абсолютно сходится с нашими мыслями, движемся дальше, после того как проводили огромных размеров гусеницу, переползающую тропу, оказываемся на перевале. Короткий перекус и через пару часов мы на первой стоянке уже в долине реки Ак-кем. Люблю усталость в конце первого дня. Считаю, что чем сложнее был первый день, тем удачнее пройдет весь поход. Чтобы и тело, и дух начали отдыхать от городской суеты необходимо сразу почувствовать где ты оказался, и десяток километров пешком с рюкзаком на спине как раз самое то! Вечером сделал пару снимков живописного ручья возле стоянки, удовлетворен результатом и мыслью, что не зря несу тяжеленький штатив. Первый кулинарный шедевр от Анютки, и мы засыпаем под шум окружающих с трех сторон ручьев и реки Ак-кем.

нашли компас

Второй день погода также нас радует, уже появились облака и тучки, но идти под их тенью только приятнее. Идти легко, тем более к нам прибился бродячий пёс, который за кусок колбасы бежит впереди, словно указывая путь, то и дело, бросаясь по сторонам в лес, отгоняя какую-то живность. Наш охранник отстал возле очередного курумника, где загнал в угол пищуху, идем вперед, но еще долго слышим его лай. К вечеру останавливаемся напротив водопада Текелю, стоянка неплохая, но прямо возле нас останавливается большая шумная группа. В очередной раз понимаю, что не зря мы отправились на этот раз вдвоем, хотя изначально планировали, как обычно, набрать группу и даже набрали её, но потом поняли, что очень устали от работы, которая не доставляет нам удовольствия, и ушли гулять без компании. А тех, кого уже соблазнили Алтаем, направили к Агнюше (счастливый человек, явно получающий кайф от своей работы). Хотя под шум той веселой шумной группы мы познакомились с одним очень интересным человеком. Он тоже остановился неподалеку, только уже спускался вниз после своего приключения. Именно приключения, потому что так он это и описывал. Было очень приятно выслушать его и столь же приятно поделиться своими мыслями, теми, что обычно даже друзьям не всегда расскажешь, просто было понятно, что от жизни мы хотели получить одно и то же, поэтому и оказались в этой крохотной точке планеты в этот вечер. Приятный вечер, долго распиваем чаи и разговариваем прежде чем разойтись по палаткам.

Третий день, а для меня еще и 23 день рождения! Любимая Анюта, как всегда, на высоте! И в прямом смысле конечно (высота потихоньку набралась примерно до 1600м.) и в переносном. Представляете, настоящий кыстыбый в походе! Это такое башкирское блюдо, в лепешку или лаваш заворачивают картофельное пюре, может ничего особенного, но я-то большой любитель этого лакомства. Еще немного насладившись беседой с Александром, двинули к подножью Белухи. Лес на подходе к озеру Ак-кем шикарный, по дороге объедаемся брусникой и черникой, а я то и дело нахожу кедровые шишки. Прилично накушавшись даров природы подходим к Ак-кему ………….. Долго молчим………просто смотрим…….. Стоянка у озера, готовим праздничный стол, немного красного вина, костер и прекрасный вид на Белуху, по-моему, день рожденья должен быть таким…

День четвертый. Утро прекраснейшее, зеркальная гладь озера, снежная трехглавая вершина на фоне прекрасного голубого неба, кстати, такого чистого неба потом мы уже не увидим. После завтрака набежали тучки, подумали: “Нас этим не испугать”, одели на себя дождевики с термобельем, укутали рюкзаки, поставили тент, двинулись в радиалку в долину Ярлу. И тут наша предыдущая мысль “Нас не испугать” оказывается смешной, тучки ушли, стало очень тепло, а мы в полном обмундировании идем в горку. Раздевшись, доходим до каменного города, устроились на легендарном огромном камне, о нем много написано в интернете и часть из этого кажется правдой. Действительно, сидишь на нем в тишине, вокруг буйство природы: разноцветные фиолетово-оранжевые скалы, огромные снежные вершины, постоянно меняющаяся картина из облаков. К тому же выстроенные вокруг камня Туры навевают на мысли о чём-то сверхъестественном. И вот сидишь на нем под завывание ветров, и что-то происходит внутри тебя в этот момент, но вдруг на тропе появляется пара охотников на конях, заметили нас сидящих босыми на камне. Они широко заулыбались и, говоря явно о нас на своем языке прошли мимо, я услышал только что-то типа “Ну что айда тоже на вон том камне посидим”. Тут я окончательно понимаю смысл этого камня, то есть именно то, что он значит для меня, это такой же камень, как и “Вон тот камень”, как миллиарды камней вокруг, просто именно это место подталкивает тебя сесть, задуматься, попробовать услышать себя. Вокруг все кричит: “здесь что-то есть”, туры тоже указывают: “Остановись, подумай здесь есть что-то, что может тебя изменить”, и вот ты останавливаешься, смотришь по сторонам, ничего нет, ни надписей тапа “ЛОМ решит все ваши проблемы” или “Возьми кредит и осуществи мечту”, ни людей которые кричали бы тебе те же слоганы. И вдруг ты понимаешь, что все указывало на того, кто стоит в центре этого потрясающего места, на тебя самого.

День пятый, просыпаемся, чувствуя себя просто прекрасно, мы много подчеркнули для себя, гуляя в долине Ярлу, теперь мы можем все. Погода тем временем сильно испортилась, долго думаем, стоит ли идти в Кара-тюрек (Перевал из долины Ак-кем в долину Кучерлы 3040м). В итоге всё-таки собираем палатку в момент небольшого просвета облаков, но через еще несколько минут вновь сидим в раздумьях, сильный порывистый ветер, постоянный дождь. Расстроенные, что уже собрали палатку, решили переждать в домике на метеостанции, но тут опять просвет, ветер стих, быстро собираем вещи, решив, что всё-таки попробуем пройти перевал. Оставив теплую комнатку с видом на Белуху (!) начинаем подъем, хозяйка метеостанции кричит нам вслед неоднозначное : “Если погода плохая будет, не поднимайтесь”, забавно было это слышать, она ведь прогноз составляет на несколько дней вперед. Поднялись немного, прошли зону леса и вновь идет грозное небо, ветер сильными порывами сносит с ног, то и дело дождь прямо на глазах превращается в град. Навстречу идет с перевала группа, знакомый инструктор говорит что: “На перевале жесть, коней с тропы сдувает”, посидели, подумали, ну да ладно день в запасе есть вернемся в теплую комнатку с отличным видом. Вернулись, а вокруг домика взволнованные МЧСники. Оказалось, в местной бане одна туристка получила сильнейший ожог. Расстроенные и за неё и за себя возвращаемся на нашу предыдущую стоянку, думаем: “ну ладно хоть дров вчера набирали с запасом”, и тут очередная неудача, наши дрова уже успели расхватать остановившиеся неподалеку группы туристов. Вчерашний восторг и вера в то, что я все могу, сменился несколькими минутами уныния, каждое сегодняшнее решение оказывалось неверным, каждый шаг был не в ту сторону. Но посидев пять минут под деревом, опять подчеркиваю для себя, что я до сих пор тут среди гор, просто сегодня мы не смогли сделать то, что хотели. Оказывается, мы можем не всё иногда нужно просто понять это и насладиться процессом. Так мы и поступили, поставили хоть и мокрую, но любимую палатку, зажгли плитку, Анютка как всегда порадовала вкуснющим супчиком!

Утро шестого дня тоже дождливое, но такого сильного ветра уже нет, не колеблясь (Вспоминая день предшествующий) собираем вещи, идем в перевал, поднялись без проблем, кидаем последний взгляд на Белуху , и вот мы в долине реки Кучерла. Так же без проблем, под накрапывание дождя спускаемся до “Кедровой” стоянки. Место отличное, очень много белок и птиц, которые усиленно разделывают кедровые орехи, и я, от них не отставая, грызу одну за одной. Людей почти нет, только к вечеру подошла группа, от которой то и дело доносилась немецкая речь.

Новый день и снова дождь, от чего долго и лениво собираемся. Зато, как только собрались и поднялись на пригорок, ненадолго вышло яркое солнце, подарив нам двойную радугу. Достаем фотоаппарат, делаем пару кадров, идем дальше к Кучерлинскому озеру. Кстати, именно потому, что фотоаппарат в большинстве случаев достается в моменты коротких солнечных просветов, людям кажется, что в наших походах преимущественно яркая прекрасная погода, это, к сожалению, или к счастью, далеко не так. Большой сброс высоты, разбитая конями тропа и вот мы у озера. Остановились прямо у кромки озера с ближайшей стороны, постоянный мелкий дождь немного утомил, долго у костра не сидим, ложимся с надеждой на солнечное утро, так как вечером облака немного расступились.

Восьмое утро. Открываю глаза, слышу все тот же стук дождя о тент палатки. В планах было добраться до ледника Мюштуайры , об этом магическом месте нам рассказывал Лёша перед походом, а если он, опытнейший и видавший многое, так рассказывал об этом месте , то мы бы наверняка влюбились в него с первого вдоха, но так как дня в запасе у нас уже не было (потратили на неудачную попытку перевала) нужно было идти радиальным выходом без перестановки лагеря, собирались опять лениво, долго завтракали, медленно шли. Дошли до южного конца озера под постоянным дождем, впереди увидели всё туже картину серые свинцовые облака, видимость совсем ухудшилась. Уже с утра мы понимали, что до ледника, скорее всего не пойдем, поэтому перекусив у живописного ручья, впадающего в озеро Кучерлинское из высокогорного Зеленого озера, пошли, неспешно прогуливаясь, назад в лагерь. Вечер, дождь, вкусный ужин и немного музыки – хорошее завершение необычного дня.

Девятый день похода, пора двигаться в сторону дома. Пошли назад другой тропой, той, что идет вдоль реки Кучерла, ничуть об этом не пожалели. Хоть тропа и немного сложнее, тем более в дождь (да снова дождь забыл об этом сказать, но и там на восьмой день о нем уже периодически забывал) зато она очень живописная. Наверно больше прочего я люблю эти безумно мощные водяные потоки, в которые превращается безмятежное озеро, срываясь с подпора в долину. Долгая, скользкая, разбитая лошадьми тропа. В беседке у реки Текелюшки встречаем уже знакомую пару из Аккемской долины, короткий перерыв, чай и снова в путь. Очень надеялись на баньку и избушку нашего знакомого Анатолия, но когда до неё дошли, никого в избе не обнаружили. Поставили палатку рядом с банькой, залезли и начали готовить себе ужин. Через некоторое время нас догнали наши попутчики, оказалось, что в избушке спал изрядно подвыпивший, как потом выяснилось, зять Анатолия. Немного потрепал нам нервы Алтайский коренной житель, но ничего страшного, после пары минут “пацанских” разговоров он понял, что выпивки у нас нет, и ушёл обратно в избу. Хотя ему явно хотелось не только выпить, но и поболтать, конец сезона ведь, туристов почти нет именно поэтому здесь не сам хозяин домика Анатолий, а его зять.

Заключительный день похода, утро как в фильме “День сурка”, открываешь глаза, очень надеешься, что сегодня солнце, но проснувшись до конца, слышишь точно такой же звук дождя, что и вчера. Собираем мокрую палатку в мокрый рюкзак, почти вся одежда влажная, хотя наши мембранные дождевики как всегда показали себя с лучшей стороны. Одежда и снаряжение в подобных походах имеет очень важную роль, вспоминаю свои первые походы, когда у меня даже дождевик не всегда был, и понимаю, что на этот раз без должной экипировки было бы, мягко говоря, непросто. Идем домой, зять Анатолия, выглянув из избы, улыбается и машет нам на прощанье рукой. В голове образ этого Алтайца сливается с образом всех неудач, которые случались за время маршрута, как и наш друг, они словно машут нам на прощанье рукой. Спускаемся вдоль Кучерлы, чем ближе мы к конечной точке маршрута, тем ярче становится небо. Дошли до каяка – конечной точки маршрута. Пока ждали местное такси, солнце окончательно прорезалось из-за облаков. Солнце! После почти шести суток непрерывного дождя! Разложили все вещи, десять минут и почти все сухое. И вот поужинав на замечательной, как оказалось, базе “высотник”, мы доехали до уже ставшей родной базы “Вечный странник”. Как всегда нас тепло встречают Лёша с Раисой. Немного расстроили Лёшу тем, что не дошли до Мюштуайры, но не беда, обязательно дойдем… После моей любимой бани засыпаем в уютном домике под хруст дров в печи. В ту ночь мне, как сейчас вспоминается, снился новый поход (было похоже на Камчатку, но сейчас точно не помню ;) надеюсь, тот сон был вещим.

Описание маршрута

Так же рекомендуем рассказ о первом путешествии к подножью Белухи.

Понравилась статья?
Отправь на чай автору
. Или поддержи проект другими способами